Закон і Бізнес


Контроль откладывается

Борьба с уклонением от уплаты налогов забуксовала в Раде


№15 (1105) 13.04—19.04.2013
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3105

Поданный в парламент законопроект о трансфертном ценообразовании, по замыслу авторов, должен приносить в бюджет по 7 млрд грн. в год. Однако нардепы опасаются, что инициатива даст налоговикам новые возможности для давления на бизнес. Как следствие, проект оказался в подвешенном состоянии.


Борьба за честность

Законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (№2515) был подготовлен Министерством доходов и сборов, а в марте Кабмин внес документ в парламент. Инициатива предусматривает введение правил определения цен для налогообложения во внешнеэкономических операциях со связанными лицами.

Практика трансфертного ценообразования достаточно распространена не только в Украине. Эта схема заключается в реализации товаров между взаимосвязанными лицами по корпоративным ценам. Например, если компании принадлежат фирмы в Украине и на Каймановых островах или в Панаме, она может передать продукцию, изготовленную в нашей стране, своей дочерней структуре в оф­шоре по заниженным ценам. Последняя уже будет искать покупателей для того, чтобы продать товар по настоящей стоимости. Благодаря такой схеме компания вместо того, чтобы сполна платить налог в Украине, заплатит его в другом государстве в меньшем размере.

Очевидно, что от такой практики страдает страна — производитель товара. Поэтому борьба с оттоком средств закономерна. Если цены экспортированной продукции подозрительно низкие, у налоговых органов к предприятию возникают вопросы. Так, в прошлом году законодательство относительно контроля за трансфертным ценообразованием начало действовать в России, намного раньше оно заработало в Казахстане. Похоже, в Миндоходов решили, что теперь пришел черед ввести соответствующие правила контроля и у нас.

В Министерстве доходов и сборов ожидают, что благодаря указанному закону на протяжении 3 лет бюджет удастся пополнить на 20 млрд грн.

Нужно переписывать?

Однако при первой же попытке обсудить документ в стенах парламента был выявлен ряд проблем. Во время заседания Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики представитель
ВО «Батьківщина» Андрей Сенченко отметил, что проект может подарить органам контроля еще один рычаг давления на предпринимателей. В частности, нардепов не устраивают значительные санкции за, казалось бы, несущественные нарушения. В частности, Миндоходов предлагает за неподачу документации о контролируемых операциях взыскивать штраф в размере 100 минимальных заработных плат (сейчас это 114,7 тыс. грн.). А за неподачу первичных документов и отчета могут оштрафовать на 5% от объема контролируемой операции. Кроме того, парламентарии обратили внимание и на слишком длительные сроки проверок, которые смогут проводить налоговики.

Также члены парламентского подразделения обратили внимание на то, что новации предусматривают контроль операций не только с зарубежными парт­нерами, но и внутри страны. Какое отношение это имеет к трансфертному ценообразованию, законодатели понять не смогли. Нардепы были обеспокоены и несогласованностью терминологии проекта с терминологией кодексов, и несовершенством системы определения рыночных цен.

Спасти документ попробовал председатель комитета Виталий Хомутынник. Он отметил, что против самого контроля за трансфертным ценообразованием в парламентском органе не выступает никто, но многим не нравятся отдельные положения. Поэтому, по словам «регионала», вместо того, чтобы отправлять документ назад, парламентарии могли бы создать рабочую группу и самостоятельно подготовить изменения.

В конечном итоге именно такое предложение и поддержало большинство, решив пока не выносить никаких рекомендаций по поводу новаций, а поработать над ними две недели и определить: можно их усовершенствовать или лучше послать проект назад. О готовности пойти на уступки нардепам заявил и министр доходов и сборов Александр Клименко. Правда, добавил что в проекте есть принципиальные положения, исправлять которые ни в коем случае нельзя.