Закон і Бізнес


Блоки: в квадрате – но за скобками!

«Регионалы» с математической точностью рассчитывают победу на местных выборах


Государство и общество, №28 (963) 10.07—16.07.2010
3284

Автор постулата «разделяй и властвуй» истории неизвестен. Эту максиму приписывают и римскому Сенату, и стороннику сильной государственной власти Никколо Макиавелли. Но кто бы ни был отцом такой стратегии, она уже не первое столетие небезуспешно используется советниками сильных мира сего и политтехнологами.


В очередной раз этот принцип нашел реализацию в законопроекте о проведении местных выборов: новые правила лишают партийные блоки возможности выдвигать своих представителей в органы местной власти. А значит, ни БЮТ, ни «НУНС», ни многие другие объединения не смогут усилить свои позиции за счет малочисленных партий, имеющих некоторое влияние в отдельных регионах. Как следствие — и сами могут оказаться за барьером власти.

Как идеи овладевают парламентскими массами

Принятый в первом чтении законопроект «О выборах депутатов Верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей» (№6601), автором которого являются главный парламентарий «регионал» Александр Ефремов, фактиче¬ски реализовывавший идею своего однопартийца Александра Лавриновича. Ведь именно последний, впрочем, как и ряд других «регионалов», упорно выступал за запрет политблокам участвовать в избирательной кампании, объясняя это тем, что, де¬скать, участие объединений в выборах приводит к тому, что создается чересчур большое количество политических партий, которые входят в блок, чтобы получить место в избирательном списке или за другое «вознаграждение» в обмен на поддержку выдвинутого объединением лидера в избирательных кампаниях разных уровней.
По мнению «регионалов», представляющих вместе с коммунистами монопартийные структуры в ВР, если блоков как субъектов избирательного процесса не будет, то партий станет намного меньше, а ответственности — больше. А если партия не выполняет обязательные условия функционирования, нужно прекращать ее существование.
Так что решение о выборах в местные органы власти — это, как говорится, только первая ласточка или пробный камень, кому как нравится. И если идея принесет дивиденды «бело-голубым» на местном уровне, то, скорее всего, ближе к 2012 году мы получим новые изменения в избирательном законодательстве — уже на парламентском уровне.
Напомним, в нынешнем составе Верховной Рады — три блока: БЮТ, Блок В.Литвина и блок «Наша Украина» — «Народная самооборона». Самым большим пока что является БЮТ. Следовательно, если инициатива №6601 будет распространяться не только на местный (а к этому дело и идет!), но и на всеукраинский уровень, удар будет нанесен прежде всего по команде экс-премьера, ряды которой, как известно, уже и так значительно поредели. И, судя по всему, этот процесс будет продолжаться.

Что «светит» блокам после блока?

Что же делать политобъединениям в нынешней ситуации — в преддверии местных, а в дальнейшем и парламентских выборов, если процесс «смешения систем» будет продолжен? Вероятно, блоки вынуждены будут просто трансформироваться в политические партии. Так сказать, вернуться к первоистокам… Представители БЮТ, например, уже заявляют, что пойдут на местные выборы в составе ВО «Батьківщина», которое возглавляет Ю.Тимошенко. Правда, внутри как блока, так и самого партобъединения ускоренными темпами продолжаются «чистки». Их проведение, скорее, не столько инициатива руководства, сколько робкая попытка представить процесс, как «профилактическую работу», а не как недосмотр со списочным составом бывших знаменосцев и активистов.
Для других блоков также открывается перспектива срочного преобразования в моноструктуры. В некоторых случаях формально это может быть связано с юридической перерегистрацией. Но суть-то гораздо глубже. Ведь сами объединения состоят из нескольких партий, которые не только исповедуют свои принципы, но и имеют своих лидеров. И если блок — это объединение политических сил на компромиссной основе, в той или иной мере гарантирующее попадание в проходную часть списка лидеров и их ближайшего окружения, то на какой основе будет формироваться список новой, «разблокированной», партии? Или тем, кто все же решит идти на выборы не самостоятельно, а примкнуть к более раскрученному лидеру, придется самим влиться в его партию? Как говорится, есть над чем подумать…
Существует еще один путь, который могут выбрать ныне действующие блоки. Их представители в парламенте горячо поддерживают изменения в законы о выборах в Верховную Раду и местные органы власти, суть которых сводится к возвращению пропорционально-мажоритарной системы. В чем тут соль? В этом случае разрозненные на первый взгляд, но дружественные по сути партии проводят своих людей в парламент и местные органы власти, а уже там формируют свои фракции. Но в нынешней ситуации, когда практически вся полнота власти в центре и на местах — у Партии регионов, пробиться оппозиционерам (да что там — не только им, но и, например, «братскому» Блоку В.Литвина) через «мажоритарку» в любом регионе будет ох как сложно.

«Озвучка» двухпартийности

Тем не менее изменения, которые будут внесены в закон о местных выборах, несомненно, имеют рациональное зерно. Не секрет, что как раньше, так и сейчас многие мелкие партии объединяются ради одной-единственной цели — преодолеть избирательный барьер. И зачастую получается, что внутри самих блоков возникают различные течения, мешающие им выработать единую модель поведения. Самый яркий пример внутреннего разброда и шатаний — блок «Наша Украина» — «Народная самооборона». Созданный из разных партий под Президента Виктора Ющенко, в период ослабления позиций главы государства он начал отклоняться от «генеральной линии». А с недавнего времени распад этого объединения стал уже необратимым фактом украинской политической действительности.
С другой стороны, как отмечают политологи, здесь нет ничего нового — фактически речь идет об идее перехода к двухпартийной системе. Ведь запрещение блоков, как и повышение избирательного барьера, может привести к тому, что в Верховной Раде окажутся только две — максимум три самые крупные партии, возглавляемые яркими лидерами.
Но если еще недавно самыми мощными политсилами на просторах Украины считались Партия регионов и БЮТ, то, возможно, скоро первая будет значительно превосходить вторую. И не исключено, что и в парламент, и в местные органы власти на последующих выборах в основном пройдут представители правящей ПР и их союзников, с которыми «регионалы» сумеют поделиться частью своего электората. Если, конечно, захотят. Или кому-нибудь удастся убедить, что он может быть полезен ПР в будущем в местных органах власти или ВР.
Несомненно, реализация этой идеи может быть лишь одним из камешков возводимой стены, которая станет довольно серьезным барьером для возвращения к власти тех, кто правил страной предыдущие пять лет. Однако, думается, не эти камни будут крае¬угольными. Основой стены могут стать только решительные и кардинальные социально-экономические реформы: государство сумеет совершить прорыв, и люди почувствуют, что им не на словах, а на деле «жить стало лучше». Это, конечно, тема другой статьи. Но связь прослеживается: пока народ полностью не утратил доверия к партиям и их лидерам, подобные «математиче¬ские» бои, при которых ставятся блоки блокам, а после их выносят за скобки, еще могут на что-то влиять.
В октябре станет ясно, насколько эффективно…

Владимир КАЦМАН