Закон і Бізнес


Бизнес, проверенный временем

«Действующий Налоговый кодекс нивелирует возможность развития франчайзинга в Украине»


С каждым годом все больше отельеров и рестораторов выбирают такую форму сотрудничества как франчайзинг.

№15 (1105) 13.04—19.04.2013
ЮЛИЯ САХАРОВА
4260

В обмен на одноразовую уплату франшизы и ежемесячный платеж (роялти) франчайзи получает достаточно известный торговый знак, надежный метод ведения бизнеса, целый пакет технологий и ноу-хау и самое главное — уже сформированную репутацию на рынке. В европейских странах франчайзинг является привлекательным для многих отельеров и рестораторов. Да и отечественные бизнесмены стали всерьез задумываться над расширением своих сетей путем франчайзинга. Однако такая форма сотрудничества не урегулирована на законодательном уровне, поэтому возникает много вопросов...


Правило хорошего тона

На заседании комитета финансов и права клуба Hoteliero юристы и финансисты имели возможность обменяться мнениями, поделиться опытом и узнать об актуальных вопросах, волнующих как будущих франчайзи, так и франчайзеров.

Франчайзинг, как и любое другое направление развития бизнеса, имеет ряд преимуществ и недостатков. Его преимуществами руководитель практики гостиничного и ресторанного бизнеса АО Arzinger Лада Шелковникова считает свободу в управлении бизнесом, одноразовую уплату франшизы и возможность расторгнуть договор. Однако у такой формы сотрудничества есть и недостатки: при максимальной степени привлечения собственника франчайзер не несет ответственности за финансовые результаты. Кроме того, негативный имидж любого объекта может подорвать доверие клиентов к сети в целом.

Во время мероприятия Л.Шелков­никова рассказала, где можно найти информацию о бренде. Такие сведения, по ее словам, есть в проспектах для франчайзи, которые во многих странах являются обязательным документом. «Создавать такие проспекты — это правило хорошего тона», — отметила докладчик. Впрочем, в нашей стране такой документ не является обязательным.

Дорогое удовольствие

Чтобы избежать неприятностей и непредсказуемых моментов как для франчайзи, так и для франчайзера, нужно путем переговоров достичь согласия относительно ключевых положений договора франчайзинга. К последним, в частности, относятся условия, касающиеся структуры платежей, плана приведения в соответствие материально-технического оснащения, отношений в случае продажи гостиницы или ресторана, обучения и повышения квалификации персонала и руководящего состава, форм проверок соблюдения стандартов бренда, досрочного расторжения договора и выплаты компенсации (так называемых заранее оцененных убытков) и, наконец, программы лояльности бренда.

Особого внимания, по мнению докладчика, заслуживает условие договора относительно структуры платежей, включающей: первоначальный взнос и периодические платежи (роялти), плату за рекламные и маркетинговые услуги, за бронирование (для гостиниц) и за участие в программе лояльности, а также другие факультативные платежи. Размер последних, как правило, не указан в проспекте, поэтому их объем специалисты советуют всегда уточнять, чтобы избежать неожиданных расходов.

У франчайзи есть возможность досрочно расторгнуть договор и выйти из бизнеса. Однако в таком случае предусмотрена выплата компенсации. Л.Шелковникова ознакомила участников заседания с моделями расчета такой компенсации. Так, франчайзи может заплатить компенсацию, равную франчайзинговым платежам, внесенным в течение последних двух-трех лет, или же определенную фиксированную сумму — все зависит от договоренности между сторонами. «Досрочное расторжение договора — одно из самых дорогих удовольствий, которые может позволить себе франчайзи», — резюмировала докладчик.

Франчайзинг по-украински

Отечественное законодательство требует, чтобы все договоры франчайзинга регистрировались в Государственной регистрационной службе. «Особенность этой регистрации в том, что она не проводится», — отметила Л.Шелковникова. Нет установленной процедуры, и государственные органы не знают о такой регистрации, потому заявителям следует ожидать отказа. Впрочем, официальный отказ не избавляет от обязанности зарегистрировать такое соглашение, поскольку договор считается действительным с момента его госреестрации.

В качестве возможного выхода юрист предложила структуризацию договора франчайзинга через инвестиционный договор, консалтинговый договор и договор аренды. Хотя, как отметила докладчик, этот пакет договоров может рассматриваться налоговой как мнимое соглашение. Кроме того, по ее словам, уже есть прецеденты, когда такие пакетные договоры в судебном порядке признавались ничтожными.

Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает. Л.Шелковникова порекомендовала обращаться в суд с иском к госрегистратору с требованием осуществить регистрацию.

Еще одной особенностью отечественного франчайзинга является отсутствие требования о размещении информации в проспекте. По словам докладчика, это означает, что придется составлять запрос на коммерческое предложение с указанием всех пунктов, по которым следует достичь согласия.

Кроме того, во время структуризации платежей следует учитывать нюансы налогообложения, поскольку существуют определенные ограничения относительно отнесения роялти к валовым расходам. «Франчайзер всегда укажет в договоре, что все налоговые обязательства, закрепленные локальным налоговым законодательством, не должны влиять на конечную сумму платежа, который выплачивается франчайзеру», — поделилась опытом Л.Шелковникова, посоветовав структурировать роялти и другие дополнительные услуги.

Правовое регулирование

Во время заседания не раз выска­зывалось мнение, что франчайзинг в чистом виде вообще не урегулирован на законодательном уровне (не только в Украине, но и в мире). По словам вице-президента Федерации развития франчайзинга Украины Александра Ногачевского, такая форма сотрудничества регулируется исключительно кодексом этики франчайзинга, который вводится общественными организациями.

Что касается несовершенного отечественного правового регулирования, то это явление, по мнению экспертов, следует рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, существует некая не­определенность, с другой — чем меньше регулирование, тем более гибким может быть договор франчайзинга.

Украинские франчайзеры, убежден А.Ногачевский, во время ведения бизнеса допускают серьезные ошибки, главные из них — это отсутствие грамотной корпоративной модели управления и непонимание собственно концепции франчайзинга и вектора движения такой формы сотрудничества. «Действующий Налоговый кодекс нивелирует возможность разви­тия франчайзинга в Украине», — от­метил докладчик.

Многие, заключая договоры франчайзинга, не знают, что уже сложилась судебная практика, которую следует учитывать, чтобы спрогнозировать определенные результаты, отметила Л.Шелковникова. С ней согласился и А.Ногачевский: «Еще 5 лет назад суды даже не произносили слово «франчайзинг», а теперь не только произносят, но и практика соответствующая сформировалась!»

Он привел статистические данные, согласно которым в Украине годовой оборот в области франчайзинга составляет примерно €1,5 млрд.

«У нас доминируют импортные фран­шизы, в отличие, например, от Франции, Италии и Голландии, где процент локальных франшиз достигает 85, — отметил А.Ногачевский и добавил: — С каж­дым годом все больше и больше людей занимаются франчайзингом!»

 

Справка «ЗиБ»

Общее количество франшиз в Европе составляет 12600, лидером является Франция (1570). В Украине количество заявленных франшиз — около 300, а минимально отвечающих международным стандартам — около 50.

Мировым лидером является Китай — на эту страну приходится 4000 локальных франшиз, на 2-м месте США — около 3000, хотя более 40 лет подряд эта страна удерживала 1-е место.

В Европе в области франчайзинга занято около 3,3 млн лиц, а в Украине — ориентировочно 42 тыс. граждан.

В Старом Свете годовой оборот в области франчайзинга составляет €412,2 млрд. Лидером является Германия — €64,4 млрд, аналогичный показатель и у США.