Закон і Бізнес


Призраки референдума

Что страшит политиков в народном мнении?


№14 (1104) 06.04—12.04.2013
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
2972

Представители оппозиции настаивают на отмене или хотя бы видоизменении закона о всеукраинском референдуме. Если коллеги из большинства не согласятся с таким требованием, обещают обратиться за помощью в Страсбург. В то же время эксперты отмечают, что призрак референдума в настоящее время стал эффективным противодействием блокированию работы Верховной Рады.


Впервые беспокойство из-за новопринятого акта в рядах оппозиции возникло еще в конце работы ВР предыдущего созыва. Причем обеспокоенность политиков вызывают не столько нормы закона, сколько возможность его применения для достижения определенных целей, которые якобы ставит перед собой провластное большинство. Как правило, говорили о желании таким способом внести изменения в Конституцию, чтобы перенести в парламент выборы главы государства или присоединить Украину к Таможенному союзу. Об этом еще в прошлом году заявлял, в частности, тогдашний вице-спикер Николай Томенко.

Состав оппозиции изменился, но боязнь референдума перешла по наследству. На этой неделе во время очередного брифинга руководители оппозиционных фракций заявили требование отменить закон о референдуме. Цель, на первый взгляд, несколько странная — не допустить роспуска парламента. Хотя какой-то прямой связи между наличием спорного акта и будущим этой Верховной Рады не прослеживается. Однако, если вы не видите сурка, это еще не означает, что его нет…

Дело в том, что днем раньше лидер парламентских «регионалов» Александр Ефремов дал понять: если оппозиция будет продолжать блокировать работу законодательного органа, в стане «бело-голубых» всерьез примутся за изменение порядка формирования Верховной Рады и вернуться к сугубо мажоритарной системе выборов. «Может быть, нам нужно выбирать не хулиганов по партийным спискам, которые бегают здесь, по залу, а в мажоритарных округах, которые непосредственно были бы подотчетны своим избирателям», — заявил он. Но поскольку этот состав ВР вряд ли согласится на такой шаг, то А.Ефремов не исключает непосредственного обращения к мнению украинцев. И здесь может пригодиться именно закон о референдуме. Ведь он допускает принятие актов без участия ВР.

В ответ прозвучало требование оппозиции отменить закон, поскольку он представляет угрозу парламентаризму в целом. Впоследствии Арсений Яценюк добавил: «Наши юристы рассматривают вариант отмены данного закона через Европейский суд, как это было относительно судьи Волкова».

Однако, по мнению экспертов, предостережения оппозиции напрасны: механизм референдума настолько длительный и расходный, что при любых обстоятельствах не в состоянии заменить законодательный орган. Как отмечают специалисты, референдум может использоваться и использовался в разных странах, но только как последний шанс стабилизировать политическую ситуацию. Но он абсолютно непригоден в качестве «оружия многоразового использования». Это в свое время хорошо почувствовал на себе президент Франции Шарль де Голль. Да и собственный опыт 2000 года доказывает, что «референдумный выстрел» может оказаться холостым.

Например, как отмечают конституцио­налисты, угроза изменения с помощью референдума порядка избрания главы государства является мнимой. Ведь Конституция не предусматривает такой способ внесения корректив в разделы, определяющие полномочия органов государственной власти, их состав и общие принципы избрания или формирования. Это прерогатива Верховной Рады.

Да и заявления о том, что в Страсбурге осмелятся подменить наш Конституционный Суд, — не более чем блеф. Ни один эксперт из тех, к кому обратился «ЗиБ», не вспомнил такого прецедента, как отмена через ЕСПЧ законодательного акта государства — участника конвенции. Ведь Евросуд рассматривает исключительно акты правоприменения в отношении конкретного человека (в случае с Александром Волковым ЕСПЧ анализировал постановление ВР о его увольнении), а никоим образом не гипотетические нарушения, касающиеся неопределенного круга лиц.

Другое дело, что в обществе в последнее время растет недовольство бездействием законодательного органа. Если (пусть даже на консультативном референдуме) спросить у украинцев, согласны ли они с уменьшением количественного состава ВР, то, как показывают данные социологических опросов, «за» выскажется большее количество граждан, чем показал опрос-2000. Это обстоятельство, как отмечают политологи, действительно не может не тревожить нынешнюю оппозицию.

Первая ласточка уже появилась: в Харькове общественная организация «Единая социальная сеть» создала инициативную группу по проведению референдума относительно реформирования парламента. Для всеукраинского обсуждения предлагаются вопросы о роспуске ВР, создании двухпалатного парламента, выборах по мажоритарной системе и лишении нардепов неприкосновенности. Если всенародный опрос в конце концов состоится, нетрудно спрогнозировать, какими будут ответы украинцев.

Не менее тревожными для оппозиции стали «данные» своего рода местного референдума, который она же и провела 2 апреля под стенами ВР. На заранее разрекламированную акцию удалось собрать только «партийные» силы. Киевляне, несмотря на неплохую погоду, остались безразличны к вопросу, когда именно выбирать нового мэра и Киевсовет.

По мнению экспертов, нынешняя оппозиция так же далека от народа, как и декабристы 200 лет назад. Ведь в партийных штабах укоренилось мнение об исключительно собственном праве определять, кто возглавит столицу или на каком языке разговаривать государственным служащим. Хотя те же выборы в Киеве дважды доказали, что по крайней мере один из кандидатов (на которого и в настоящее время делают ставку как на безусловного победителя) не способен убедить избирателей в собственных способностях руководить многомиллионным городом. А проиграть выборы в столице, как отмечают политологи, значит потерять не только электоральный, но и финансовый плацдарм для будущей президентской кампании. Поэтому, допускают эксперты, и создается такой ажиотаж вокруг даты выборов, чтобы оправдать собственную неудачу «происками власти».

В парламентских кулуарах также поговаривают, что закон о референдуме вызывает настороженность оппозиции и из-за того, что факультативный опрос по крае­угольным вопросам (например, о языках, Таможенном союзе или НАТО) «покачнет» лозунги, с которыми оппозиция собирается идти на следующие выборы. В то же время для провластного большинства референдум — шанс продемонстрировать всей стране реальное отношение граждан к этим вопросам.

Что действительно должно насторожить политиков любых «цветов», то это нежелание избирателей идти за теми, кто претендует на роль новой «руководящей и направляющей» силы. Ведь тот, кто не слышит других, сам рискует оказаться неуслышанным.