Закон і Бізнес


Система «карманных» взысканий

Госисполнители создали схему разворовывания бюджетных средств


Банки и клиенты, №6 (993) 05.02—11.02.2011
2753

Сотрудники СБУ раскрыли механизм разворовы¬вания бюджетных средств, который действовал в одном из районных отделов Государственной исполнительной службы Крыма. Эту схему использовали в течение нескольких последних лет практически все госисполнители отдела.


В обязанности госисполнителей входило взыскание с частных лиц штрафов, начисленных ГАИ, санэпидемстанцией, другими проверяющими и контролирующими органами за разнообразные административные правонарушения, а также госпошлины и т.д. Должностная инструкция позволяет госисполнителям принимать у граждан наличность, но при этом они обязаны использовать квитанции и учетные книги лишь установленного образца.
Сотрудники ОГИС рассчитывали, что должники, проживающего в отдаленных селах района, согласятся уплатить штраф непосредственно госисполнителю, чтобы не тратить время, а также деньги на банковскую комиссию. Обычно так и было: чиновник предлагал заплатить ему, обещая оформить платеж через банк.
В компьютерах правонарушителей сохранялись отсканированные копии бланков и банковских печатей об уплате. Госисполнители вносили в образцы нужные им данные, а затем снимали с фальшивого платежного документа ксерокопию и подшивали ее к так называемому исполнительному делу. Сфальсифицированная квитанция свидетельствовала о том, что платеж якобы прошел через банк, и являлась основанием для закрытия исполнительного производства. Таким образом, было закрыто свыше 300 дел.
Согласно информации пресс-центра СБУ, такая схема существовала в течение нескольких лет. Сумма штрафов, которая «осела» в карманах чиновников, составила почти 50 тыс. грн. Долж¬ники обычно не интересовались судьбой уплаченного штрафа, а полученные квитанции не хранили.
Сотрудники СБУ разоблачили несколько сотен фактов присвоения штрафов чиновниками районного ОГИС. Против трех были возбуждены уголовные дела. Суд признал их виновными в совершении инкриминируемых преступлений и приговорил к разным срокам заключения, обязав возместить причиненные государству убытки. Еще двое их коллег, в частности и начальник отдела, были освобождены от должностей. Приговор вступил в силу.