Закон і Бізнес


Последствия исключения РФ из Совета Европы


.

17.03.2022 10:21
ТАТЬЯНА АНЦУПОВА, судья Верховного Суда
6091

16 марта 2022 г. на внеочередном заседании Комитет министров Совета Европы в контексте процедуры, начатой в соответствии со ст. 8 Устава Совета Европы решил, что Российская Федерация с этого дня прекращает членство в Совете Европы.


Обоснование ПАСЕ по поводу невозможности пребывания Российской Федерации в Совете Европы читайте здесь.

За день до этого решения, 15 марта 2022 года, министр иностранных дел РФ подал заявление Генеральному секретарю Совета Европы о добровольном выходе государства из состава организации, проинформировав о намерении денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее – Конвенция) в соответствии с п. 1 ст. 58 Конвенции.

Следует обратить внимание, что в указанном заявлении Генеральный секретарь Совета Европы проинформирован лишь о «намерении» денонсировать Конвенцию. Процедура денонсации любого международного договора происходит, в частности, согласно статьям 65, 67 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (далее – Венская конвенция), а также согласно положениям ст. 58 Конвенции. В Конвенции указано, что «Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только […] через шесть месяцев после подачи соответствующего уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны».

Последствия прекращения договора предусмотрены ст. 70 Венской конвенции:

«1. Если договором не предусматривается иное или если участники не согласились о другом, прекращение договора в соответствии с его положениями или в соответствии с настоящей Конвенцией:

а) освобождает участников договора от всякого обязательства выполнять договор в будущем;

b) не влияет на права, обязательства или юридическое положение участников, возникших в результате исполнения договора до его прекращения.

2. Если государство денонсирует многосторонний договор или выходит из него, пункт 1 применяется в отношениях между этим государством и каждым из других участников договора со дня вступления в силу такой денонсации или выхода из договора».

Это означает, что за все нарушения Конвенции в период до истечения шестимесячного срока после представления письменного заявления о денонсации РФ должна отвечать как сторона международного договора. Все нарушения Конвенции в этот период подпадают под юрисдикцию Европейского суда по правам человека, решения которого должны быть исполнены. Иллюзий в отношении РФ нет, однако помним, что решение международного суда было и будет источником международного права, даже при условии кардинальных изменений в международно-правовом порядке после войны.

Общие последствия выхода РФ из Совета Европы для лиц, находящихся под юрисдикцией государства-агрессора – очень неутешительные и даже ужасающие. Право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд, никакого наказания без закона, право на уважение к частной и семейной жизни, свобода мнения совести и религии, свобода выражения мнений, свобода собраний и объединений, запрет дискриминации, защита права собственности – это далеко не полный каталог прав и свобод, международные гарантии защиты которых теряет население РФ. Так же как теряет надежду на развитие демократических институтов и свободные выборы. Теряет именно надежду, потому что нельзя потерять то, чего не существовало.

Правозащитное движение в РФ, как и адвокатская деятельность, лишены теперь смысла и смысла. Огромный полк дипломатов и служащих, работавших в институтах Совета Европы и постоянном представительстве РФ при Совете Европы, будут уволены, но вряд ли захотят возвращаться домой.

Заявления официальных лиц РФ о целесообразности возвращения к смертной казни как наказание за особо тяжкие преступления очень реалистичный сценарий в близкой перспективе. При отсутствии справедливого суда и правосудия как такового это возвращение к инквизиции.

Человеческая жизнь – абсолютная ценность в Европе. Так называемые родители Конвенции разрабатывали ее текст в условиях после Второй мировой войны, чтобы никогда снова не допустить ужасов геноцида и варварства. Прибегнув к агрессии, геноциду Украинского народа и откровенно манипулируя фактами в тексте заявления о выходе из состава Совета Европы, РФ продемонстрировала, что никогда не разделяла эти ценности.

В результате прекращения членства РФ в Совете Европы для лиц под его юрисдикцией перестают действовать правовые и политические механизмы Совета Европы. Прекращаются мониторинговые визиты и отчеты ПАСЕ, миссии наблюдателей на выборах, визиты и доклады Комиссара Совета Европы по правам человека и многие другие мониторинговые механизмы. После решения Комитета министров Совета Европы от 25 февраля 2022 г. о приостановлении прав на представительство РФ в двух уставных органах состоялось приостановление его представительства во всех комитетах Совета Европы.

Вполне вероятно, что после денонсации Конвенции будет еще длинный перечень других договоров Совета Европы, которые РФ изъявит желание денонсировать, прежде всего, предусматривающие собственные контрольные механизмы.

Речь идет, например, о Европейской конвенции о предотвращении пыток или бесчеловечном или унижающем достоинство обращении или наказании 1987 года, поскольку ее контрольный механизм – одноименный Комитет, и механизм Конвенции о защите прав человека является комплементарными. Так что минимальные стандарты содержания под стражей в РФ исчезнут как понятие вместе с прекращением инспекций Комитета.

Государство-агрессор сделало свой антицивилизационный выбор и непрерывно двигается в бездну. В течение 26 лет своего членства в Совете Европы РФ не смогла обеспечить даже минимальные стандарты человечности, демократии и верховенства права, постоянно блокируя выполнение решений ЕСПЧ в пользу заявителей и придумывая национальные фильтры для их выполнения (как это произошло в конце 2015 года, когда были внесены изменения в Закона о Конституционном суде РФ, с последующим подтверждением в его практике подхода, что решения ЕСПЧ могут выполняться только в том случае, если они не противоречат Конституции РФ). Россия уже давно и неоднократно заслуживала исключения из состава организации, явно нарушая ст. 3 Устава Совета Европы, однако, каждый раз преобладал мотив оставить этот международный механизм защиты прав человека доступным для населения РФ, но не теперь.

Закон і Бізнес