Закон і Бізнес


«Реанимация» дел прошлого

Законодательные новации помогли ВСЮ взяться за нерешенные вопросы


Судейские кадры, №6 (993) 05.02—11.02.2011
2417

В прошлом году Высший совет юстиции постоянно находился в центре внимания. Если раньше на заседания этого органа приходило лишь несколько журналистов, то в 2010-м интерес масс-медиа к деятельности Совета существенно возрос.


Очевидно, это связано с новыми полномочиями данного органа, а также другими законодательными изменениями, внесшими коррективы в работу создателей судейского корпуса. Несмотря на неединичные критические замечания, новации, похоже, пошли на пользу Совету. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты его работы, о которых нашему изданию сообщили в пресс-службе ВСЮ.

Рост активности

Так, в прошлом году члены Высшего совета юстиции наконец начали собираться регулярно. По информации пресс-службы ВСЮ, было проведено 18 за¬седаний (из 23 назначенных), это на 8 больше, чем в 2009-м. Очевидно, положительным переменам способствовало уменьшение количества членов Совета, необходимого для проведения заседания. Если раньше из-за отсутствия кворума собрания часто откладывали, то в настоящее время о старой практике забыли. Правда, и с явкой членов Совета дела обстоят лучше. Однако из-за старых проблем в ВCЮ накопилось значительное количество нерассмотренных дел, в частности увеличилась очередь претендентов на увольнение за нарушение присяги.
Начав активно работать лишь в первой половине 2010 года, ВСЮ внес 30 представлений об увольнении судей, чем вызывал недовольство как представителей третьей ветви власти, особенно тех, кто попал под колеса очистительного механизма, так и некоторых политиков. В то же время в Совете упреки в репрессиях опровергали, убеждая, что такое «оживление» свидетельствует о «надлежащей деятельности» органа, чему поспособствовала судебная реформа. Впрочем, во второй половине года лишать мантий стали меньше. В целом в 2010-м ВСЮ внес 52 представления об увольнении 39 судей за нарушение присяги. В то время как в 2009-м было внесено 2 представления об увольнении 3 судей за нарушение присяги.
ВСЮ рассмотрел 138 предложений о внесении представлений об увольнении судей за нарушение присяги, из которых 75 отклонил.
В то же время в ВСЮ стали чаще поступать обращения от граждан, нардепов, учреждений, предприятий и организаций.
Количество обращений от граждан по сравнению с 2009 годом увеличились вдвое — до 8005. Также поступило 412 обращений от народных депутатов и 1907 — от учреждений, предприятий и организаций. В частности, увеличились количество заявлений относительно:
- несогласия с принятыми судебными решениями — на 820;
- привлечения судей к дисциплинарной ответственности — на 432;
- нарушения сроков рассмотрения дел — на 651;
- действий других органов государственной власти — на 51;
- нарушения судьями присяги — на 190;
- привлечения судей к уголовной ответственности — на 215;
- неэтичного поведения судей — на 87;
- нарушения судьями норм действующего законодательства при рассмотрении судебных дел — на 1375;
- нарушения судьями требований относительно несовмещения — на 97, прокурорами — на 48.
При этом, как отмечают в пресс-службе ВСЮ, уменьшилось количество обращений по поводу административной деятельности председателей и их заместителей.
Законники (по состоянию на 2 февраля таких было 23), которые были не согласны с решением Совета, искали поддержки у судей ВАС. Как уточнили в пресс-службе ВСЮ, 4 решения признаны незаконными, рассмотрение 3 дел продолжается. 16 судьям в удовлетворении иска было отказано.
За это же время ВСЮ внес 9 представлений об увольнении 10 лиц в связи со вступлением в силу обвинительного приговора.
Всего ВСЮ внесла 460 представлений о прекращении полномочий судей, что на 335 больше, чем в 2009-м. В прошлом году значительно выросло количество желающих добровольно расстаться с мантией. Большую часть уволенных составляют судьи, вышедшие в отставку. По сравнению с 2009-м их количество увеличилось на 272 человека. В 2010 году в отставку вышли 368 судей.
Как предполагали члены ВСЮ, причиной массового оттока судейских кадров могли стать новые реалии, в которых оказалась третья ветвь власти, в частности материальные. Впрочем, «побуждать законников к самоустранению», как отмечал председатель ВСЮ Владимир Колесниченко, могла также эффективная работа Совета и органов судейского самоуправления.
Однако, по мнению последнего, ничего трагического в отставках нет, наоборот, есть надежда, что кадровое обновление улучшит правосудие.

Сила полномочий

В прошлом году ВСЮ внес представление о назначении на вакантные места в обителях Фемиды 571 претендента. В то же время 76 кандидатам (это на 21 больше, чем в 2009 году) было отказано. Причина — недостаточная профессиональная подготовка.
Если для ВСЮ формирование судейского корпуса — привычное дело, то отбор на админдолжности он начал проводить недавно. Получив полномочия назначать судейское руководство, Высший совет юстиции впервые воплотил их в жизнь 6 сентября 2010 года.
Как сообщили «ЗиБ» в пресс-службе ВСЮ, отдел подготовки материалов о назначении на админдолжности и освобождении от этих должностей проработал 72 материала: рассмотрел 51 (31 — на должности председателей, 20 — на должности заместителей председателей). 20 представлений ВCЮ возвращено без рассмотрения: 1 отозвано Советом судей хозяйственных судов, 19 представлений возвращено Совету судей общих судов из-за несоответствия поданных документов требованиям Регламента Высшего совета юстиции.
Также были рассмотрены 3 материала относительно лишения судей руководящих должностей (1 — об освобождении от должности председателя суда, 2 — заместителя председателя). Практически к большинству претендентов на админдолжности, рекомендованных соответствующими советами судей, у членов ВСЮ замечаний не возникло. Но бывали и исключения. Так, на прошлом заседании в подвешенном состоянии оказались 2 претендента. Рассмотрение вопроса о назначении их на должности руководителей судов было отложено до рассмотрения поступивших в Высший совет юстиции жалоб, касающихся их деятельности.
Таким образом, 2010-й для ВСЮ был годом адаптации к новым законодательным реалиям, которые уже принесли позитивные плоды в работе этого органа. Остается надеяться, что создатели судей¬ского корпуса и в дальнейшем будут проявлять такую же активность и прошлогодние показатели работы — это не послереформенный пыл, который со временем может пропасть.

Татьяна КУЛАГИНА