Закон і Бізнес


На языке народа

Чиновников отучат от бюрократического стиля письма


.

№48 (1554) 27.11—03.12.2021
3262

Тем, кто хоть раз обращался с вопросами к государственным органам известно, что получить ответ — полдела. Нужно еще его понять. В одном из польских городов решили научить чиновников общаться с горожанами простым языком.


Ежегодно мэрия польского города Тыхы отправляет около 100 тысяч писем местным жителям. Ответы чиновников из-за полного канцеляризмами языка, на котором они написаны, часто были непонятны горожанам. Например, письмо об отказе в приобретении жилья могло состоять из 8 сложносоставных предложений с трудными юридическими терминами. Это приводило к долгому решению простых вопросов и многочисленным жалобам.

Чтобы как-то наладить коммуникацию, лингвисты подготовили ряд семинаров. Первое такое обучение сотрудники мэрии прошли в качестве эксперимента еще в 2018 году. Эксперимент показал, что написанные простым языком письма в 99% случаев начинают нравиться адресатам.

Теперь обучение простому языку для местных чиновников них станет обязательным. Работникам мэрии рекомендуют делать глоссарии, если в письме они используют сложные термины. Кроме того, советуют прямо прописывать рекомендуемый порядок действий для граждан в их ситуации, избегая сложных грамматических конструкций.

Ожидается, что перейдя на язык народа, бюрократы не будут порождать потоки писем и жалоб в вышестоящие организации. Тем самым высвободится время для выполнения непосредственных обязанностей. Да и число работников, которые заняты работой с обращениями граждан, должно существенно сократиться.

Кстати, подобная проблема с «многоэтажным» изложением мыслей присуща не только бюрократам, но и многим юристам, включая судей и прокуроров. Видимо, считается, что чем больше оборотов вставить в одно предложение, тем более «ученым» будет восприниматься автор.