Закон і Бізнес


Экс-глава ВСЮ Лидия Изовитова:

«Я благодарна всем, кто помог пройти самый сложный этап функционирования»


№11 (1101) 16.03—22.03.2013
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
6476

15 марта 1998 года Лидия ИЗОВИТОВА стала одним из тех трех представителей адвокатского сообщества, которые должны были дать старт работе нового конституционного органа — Высшего совета юстиции. И все последующие 15 лет посвятила обеспечению отечественного судопроизводства кадрами. Причем две трети этого периода занимала руководящие должности в Совете: ее дважды избирали заместителем председателя, а с марта 2007 по март 2010 года возглавляла данный коллегиальный орган. О том, чем запомнился этот период, заместитель председателя Высшего совета юстиции, заслуженный юрист Украины Л.Изовитова рассказала в блиц-интервью корреспонденту «ЗиБ».


— Лидия Павловна, вы работаете в Высшем совете юстиции практически со дня его создания, принимали участие в становлении этого органа. Какой этап для вас был наиболее сложным?

— Самым трудным в деятельности ВСЮ был период с 2007 по 2009 год.

К кризисной ситуации привело принятие Конституционным Судом всего лишь одного решения — от 16 мая 2007 года. Напомню: им было признано неконституционным положение ч.5 ст.20 закона «О судоустройстве Украины», в соответствии с которым председатель суда, заместитель председателя суда назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Такое решение было вынесено перед 1 июня 2007 года, когда заканчивался срок пребывания в административных должностях нескольких сотен судей. Кроме того, именно в это время происходил перманентный процесс «досрочных выборов в Верховную Раду».

Как следствие — принятие парламентом известного постановления, предоставлявшего Высшему совету юстиции полномочие назначать на административные должности в судах, что вызывало неодоб­рение судебной ветви власти. Ее представители вместо конструктивной дискуссии поднялись на борьбу за право иметь собственные властные полномочия в этих вопросах. Инструменты были разными — от исков членов Совета судей Украины до определений об их обеспечении, которыми приостанавливалось действие постановления Верховной Рады, а также отдельных положений Регламента Высшего совета юстиции. Доходило и до увольнения членов ВСЮ, которые не переходили на «нужную» сторону.

Это противостояние дошло до того, что пленарные заседания ВСЮ около года не проводились из-за блокирования его дея­тельности судьями — членами ВСЮ. Последние не являлись на заседания Совета. Понятно, что отсутствие кворума делало невозможным принятие решений, в частности внесение представлений о назначении свыше 300 кандидатов на должности судей впервые.

Вспоминая тот период, должна сказать: я благодарна всем, кто помог про­йти этот самый сложный этап функционирования ВСЮ.

— Всегда ли удавалось, занимая должность председателя ВСЮ, отстаивать интересы членов Совета? Были ли случаи, когда на вас пытались оказывать давление?

— За интересы своих коллег боролась отчаянно, настойчиво, долго, иногда годами, но защитить их удавалось не всегда. Давление на меня никогда не оказывали. И даже не пытались.

— Можете ли вы сказать, что какой-то из составов ВСЮ был самым сильным? В каком вам работалось комфортнее?

— Бесспорно, самым сильным составом Высшего совета юстиции был первый. А словосочетание «работалось комфорт­нее» трудно согласуется с деятельностью этого конституционного органа.

— В скором будущем в составе Совета абсолютное большинство будут составлять судьи. Уже сейчас из числа адвокатов остались только двое — вы и Сергей Сафулько. По вашему мнению, это — правильно? Может быть, в ВСЮ должно быть более весомое адвокатское представительство?

— Если бы судьи знали, как вдохновенно и профессионально их защищают в Высшем совете юстиции именно адвокаты, они бы, напротив, вели борьбу за сплошное представительство адвокатов в этой институции. Но не суждено — законодатель решил по-другому.

— Вы долгое время занимаете руководящие должности в органах власти, что для женщины — достаточно редкое явление. За счет каких качеств вам удалось достичь успеха?

— Скорее всего, не за счет особых качеств, а благодаря судьбе.