Закон і Бізнес


О незаконном задержании


.

№35 (1541) 25.08—03.09.2021
30891

Отсутствие предусмотренных законом оснований для задержания лица, соответствующего постановления следственного судьи, а также нарушение порядка его проведения является признаками совершения незаконного задержания.


Об этом напомнил Кассационный уголовный суд по делу №754/15457/16-к.

Мужчина и женщина обвинялись в совершении умышленного убийства из корыстных побуждений, незаконном завладении транспортным средством и похищении чужого имущества, что имело место в 2016 году у села Зазимья Киевской области.

Суд первой инстанции признал их виновными и назначил наказание в виде 12 лет лишения свободы каждому. Апелляционная инстанция отменила приговор и закрыла производство из-за отсутствия достаточных доказательств в части незаконного завладения автомобилем.

Впрочем, ККС отменил это решение апелляционного суда, отметив, что без внимания остались допущенные существенные нарушения. Так, уголовные правонарушения были совершены 7.08.2016. Фактически лица были задержаны 25.08.2016 в помещении управления полиции перед началом проведения НС(Р)Д и осмотром места происшествия. Зато сообщение о подозрении вручены после проведения следственных действий, и в дальнейшем на основании постановлений следственного судьи избрали меру пресечения в виде содержания под стражей.

Кроме того, оперативно-техническое мероприятие с применением аудио-, видеоконтроля было проведено с нарушением требований ст.258 Уголовно-процессуального кодекса и самого принципа НС(Р)Д, фактически как допрос лица. Однако — в наручниках, без участия защитника и разъяснения прав.

Итак, общение в кабинете с работником полиции по поводу обстоятельств совершенного преступления нельзя признать НС(Р)Д, поскольку участники такого общения не имели никаких оснований считать, что общение является частным.