Закон і Бізнес


Труд за пособие


№30 (1536) 24.07—30.07.2021
8387

Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и минимальный должностной оклад - это совершенно разные явления. А их размер устанавливается не для граждан, а для правительства.


К такому выводу пришел Конституционный Суд после толкования положений закона от 6.12.2016 №1774-VIII «в посущностной связи» с нормами Конституции и законодательства.

Целью решения КС от 15.07.2021 №2-р / 2021 было обосновать право Кабинета Министров со времен Владимира Гройсмана устанавливать должностной оклад на уровне, который сейчас почти в 2,5 раза ниже величины минимальной зарплаты. Судьи с этой задачей справились, разорвав связь между понятиями «зарабатывать» и «платить».

Они объяснили, что минимальная зарплата — это хоть и социальная гарантия, но при составлении схемы должностных окладов ее не следует принимать во внимание. То есть оклад может быть меньше минимальной зарплаты, но начислять за месяц меньше «минималки» работодателю запрещено — должен доплачивать.

К сожалению, в КС, похоже, не поняли разницы между глаголами «зарабатывать» и «получать» деньги. Ибо на то она и зарплата, чтобы ее платить за выполненную работу. А «доплата до» — это форма социального пособия, которое к тому же не упоминается в структуре заработной платы.

В конце концов, любые доплаты должны быть заранее указаны в фиксированном или процентном выражении, как правило по отношению к окладу. Но «доплата до минимальной зарплаты» является переменной: она будет меньше, если служащий имеет более высокую квалификацию, получает премии, доплаты, надбавки. То есть зависит от его способности своими руками дотянуть месячное вознаграждение до гарантированной государством суммы. А это уже напоминает принцип коммунизма — от каждого по способностям, каждому по потребности.