Закон і Бізнес


О ходатайстве о проверке


.

№30 (1536) 24.07—30.07.2021
5560

Назначение внеплановой проверки не является ни следственным (розыскным), ни негласным следственным (розыскным) действием, ни мерой обеспечения, с ходатайствами о проведении которых вправе обращаться следователь.


На это обратил внимание Кассационный уголовный суд, рассматривая жалобу прокурора на оправдательный приговор по делу №234/8803/18.

Суд первой инстанции, оправдывая лицо в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч.1 ст.272 Уголовно кодекса, среди прочего, признал акты проверок субъекта хозяйствования ГУ Гоструда в Донецкой области, проведенных на основании постановления следственного судьи, недопустимыми доказательствами. Ведь следственный судья, предоставив разрешение на проведение такой проверки, принял решение, не предусмотренное уголовным процессуальным законодательством.

В КУС с этим согласились, отметив, что одним из процессуальных источников доказательств есть документы, в которых п.4 ч.2 ст.99 Уголовного процессуального кодекса отнесены и заключения ревизий и акты проверок. Однако, использование выражения «истребование и получение» в ч.2 ст.93 УПК предусматривает полномочия использовать как доказательства заключения ревизий и актов проверок (как и любые другие документы), существующие независимо от уголовного расследования.

Итак, УПК не устанавливает получения доказательств путем предоставления разрешения на проведение внеплановой проверки ни следственными судьями, ни прокурорами, следователями. Результаты таких проверок, назначенных в рамках расследования уголовного производства на основании постановления следственного судьи, являются недопустимыми доказательствами и в соответствии с ч.2 ст.86 УПК не должны быть использованы при принятии судебных решений.