Закон і Бізнес


Владимир Пилипенко:

«Проект изменений в раздел «Правосудие» в ближайшее время будет передан в ВК для оценивания экспертами»


№10 (1100) 09.03—15.03.2013
ЮЛИЯ ГАЙДАЙ
3267

Состоявшийся недавно саммит Украина — ЕС уже положительно оценили европейские чиновники. Например, комиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Европейской комиссии Штефан Фюле высказался по поводу прошедшего мероприятия позитивно и заявил о необходимости создать условия для подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Правда, для этого Украине еще нужно выполнить ряд требований. О том, какие шаги необходимо предпринять нашей стране, чтобы приблизиться к ЕС, и как выстраивается сотрудничество с европейскими институциями, «ЗиБ» рассказал заместитель члена Венецианской комиссии Владимир ПИЛИПЕНКО.


«Изменения будут способствовать усилению независимости служителей Фемиды»

— Владимир Филиппович, после саммита Украина — ЕС председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей заявил: чтобы соглашение об ассоциации было подписано, Киев должен выполнить определенные условия, среди которых — внесение изменений в законодательство о выборах и проведение необходимых реформ. Как вы считаете, реально ли выполнить эти условия?

— Отмечу, что как раз в то время, когда глава государства встречался с руководителями ЕС в Брюсселе, я, будучи заместителем члена Венецианской комиссии, проводил в Страсбурге ознакомительную встречу с представителями институций Советы Европы, среди которых были и руководители Директората про правам человека. Во время этого мероприятия мы обсуждали вопросы совершенствования украинского законодательства в сфере правосудия, избирательного законодательства, реформирования прокуратуры.

Директорат по правам человека настроен на тесное и конструктивное сотрудничество. Надеюсь, что с помощью этих учреждений, в частности Венецианской комиссии, на которую мы возлагаем большие надежды в оценке наших законодательных инициатив, требования, которые поставил Брюссель перед Украиной, будут выполнены. Прежде всего те, которые касаются реформирования отдельных наших правовых институций (я имею в виду прокуратуру), а также завершения судебной реформы. Скажу откровенно: после поездки в Страсбург и общения с представителями ВК я настроен оптимистично. Фактически все задачи, которые ставились перед Украиной на саммите в Брюсселе, мы обсуждали в Страсбурге, и я почувствовал готовность наших партнеров работать и помогать нам в решении этих проблем.

— О каких изменениях избиратель­ного законодательства идет речь?

— Европа ждет от нас принятия избирательного кодекса. Но у нас сейчас сложная ситуация, нам необходимо привести наше законодательство в этой сфере к одному знаменателю. Нужно выработать принципы избирательного законодательства, которые бы одинаково применялись как во время выборов Президента, народных депутатов, так и выборов в органы местного самоуправления. Именно после этого мы можем приступать к обсуждению избирательного кодекса, поскольку этот документ сам по себе генерирует определенные идеи, общие для всех выборов, которые будут проходить в Украине. Нам нужен единый подход к решению этого вопроса. К сожалению, сейчас у нас разные подходы и к формированию избирательных комиссий, и к срокам проведения выборов, и к финансированию. В этом направлении нам еще нужно работать.

— Учитывая общение с европейскими экспертами, в частности из Венецианской комиссии, можете ли вы назвать конкретный перечень задач по реформированию отечественной судебной системы и правоохранительных органов, выполнение которых до мая этого года продемонстрирует тот самый «значительный прогресс», о котором говорится в заявлении руководства ЕС?

— Бесспорно, такой перечень есть. И украинская сторона уже начала эти задачи выполнять. Сейчас мы работаем над вторым этапом судебной реформы. Это прежде всего изменения в Конституцию — в раздел «Правосудие», в котором мы должны закрепить все те принципы, которые у нас, к сожалению, пока существуют только декларативно. Воплотить их в жизнь можно только после внесения изменений в Конституцию. Я имею в виду порядок формирования персонального состава Высшего совета юстиции, правила отбора и назначения судей на должности, нормы, касающиеся порядка создания и ликвидации судов и т.д.

Венецианская комиссия ждет от нас дальнейшего реформирования судебной системы. Это может произойти в ближайшее время. Так, на встрече в Директорате по правам человека сообщили, что проект изменений в раздел Конституции «Правосудие» уже разработан под эгидой Президента Украины и передан в Конституционную ассамблею. В этом документе максимально учтены как рекомендации директората, так и заключения Венецианской комиссии. Следующий шаг — передача этих наработок для оценивания их ведущими европейскими экспертами, которые работают в ВК.

— Каким образом в проекте изменений в Конституцию будет закреплен «реальный механизм независимости судей», о котором говорил глава государства?

— Механизмы, о которых говорил Президент и на которые обращают внимание и Венецианская комиссия, и европейские эксперты, — это как раз то, что беспокоит европейские институции, и то, что Украина не смогла усовершенствовать во время первого этапа судебной реформы. Имеется в виду, как я уже отметил, изменение персонального состава Высшего совета юстиции. Ведь он опре­делен непосредственно в Конституции, и, чтобы изменить его так, как этого от нас требует Совет Европы, необходимо внести изменения в Основной Закон. Мы должны на конституционном уровне определить, что судьи будут составлять большинство в ВСЮ.

Думаю, что такие изменения — только к лучшему, ведь они будут способствовать усилению независимости служителей Фемиды. Судьи сами будут проверять своих коллег на предмет соблюдения требований закона и присяги, а также участвовать в судейском отборе.

Предлагается еще одна идея, которую, я как заместитель члена Венецианской комиссии, поддерживаю, потому что она отвечает недавним заключениям ВК. Речь идет о том, чтобы лишить Верховную Раду права избирать судей на должности бессрочно. Этот проект изменений, инициированный Президентом, преду­сматривает, что судей будут назначать сразу пожизненно. Вместе с тем предлагается «поднять» возраст, с которого лицо может стать судьей, до 30 лет, а также увеличить стаж, необходимый для занимания судейской должности, с 3 до 5 лет. Таким образом, мы усиливаем требования к юристам, которые хотят стать судьями, и при этом обеспечиваем их независимость сразу после назначения.

Также предлагается (и это тоже требования специалистов СЕ), чтобы суды и создавались, и ликвидировались исключительно законами. Сейчас, как известно, это регулируется на уровне актов Президента. Мы знаем, что такая правовая конструкция уже приводила к принятию неюридических по содержанию решений, когда за один день суд общей юрисдикции фактически делили на два. Речь идет о печально известных указах Президента Виктора Ющенко во время политического противостояния 2008 года, когда для решения своих вопросов он создал Левобережный окружной административный суд г.Киева и к тому же перевел в него судей даже без их персонального согласия.

Есть и другие предложения, на которых я пока не стану останавливаться, но могут заверить, что проект изменений, подготовленный в Администрации Президента, предусматривает, что все замечания и предостережения ВК, которые не были приняты во внимание во время проведения судебной реформы, найдут отражение в изменениях в Конституцию, которые будут предложены Президентом в ближайшее время.

— Кстати, как сегодня выстраи­ва­ется сотрудничество с Венецианской комиссией?

— Украина плодотворно сотрудничает с ВК. Ее руководство настроено помогать в проведении реформы нашей правовой системы. Во время встречи с руководством ВК я также предложил, чтобы Украина не просто генерировала законопроекты, которые комиссия будет оценивать, но и чтобы наши представители в комиссии активно работали с нормативным материалом как эксперты. Это было позитивно воспринято руководством ВК, так что в ближайшее время, надеюсь, мы тоже будем вовлечены в работу комиссии в качестве экспертов, и я думаю, что достойно представим наше государство. Таким образом мы перейдем от, так сказать, пассивной к активной фазе сотрудничества с ВК и будем совместно выполнять задачи, поставленные перед ВК Советом Европы.

«Прогнозирую, что вскоре количество жалоб в ЕСПЧ уменьшится»

— Украина уже приняла новый УПК, законы «О бесплатной правовой помощи», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Одним из невыполненных обязательств перед Советом Европы остается принятие нового закона «О прокуратуре». Как благодаря этой реформе должна видоизмениться прокуратура?

— Да, Европа действительно уделяет большое внимание реформированию украинской прокуратуры. Фактически СЕ уже предложил Украине свои услуги — помощь в оценке законопроекта, который будет касаться прокуратуры. В свою очередь европейские институции ожидают, что мы представим данный законопроект. Убежден, что перед этим необходимо провести ряд совместных встреч с представителями Генеральной прокуратуры, Верховной Рады, научными работниками, экспертами, во время которых и будет подготовлен проект, отражающий особенности наших правовых традиций и в то же время учитывающий все позитивные наработки европейских стран, которые уже имеют эффективно действу­ющую модель прокуратуры.

Европа ожидает от нас уже до конца весны «материализованный» законопроект, над которым могли бы работать эксперты. Надеюсь, что это будет сделано своевременно и мы не заставим Директорат по правам человека ждать.

Вместе с тем необходимо учитывать и фактор нашего парламента, от которого будет зависеть, собственно говоря, поддержка этой инициативы. Хороший проект — это одно, а когда он становится законом — это совсем другое. Но мы поставили перед собой цель разработать и принять прогрессивный закон о прокуратуре, и это понимают в Директорате по правам человека, поэтому надеюсь поймут и мои коллеги-парламентарии.

— А какие претензии у европейских экспертов к отечественной прокуратуре?

— Во-первых, еще с 1990-х годов реформирование прокуратуры осталось нашим обязательством перед Советом Европы. В первую очередь речь идет об общем надзоре. Но вместе с тем напомню, что еще в прошлом году объем полномочий прокуратуры был сокращен в несколько раз.

Если помните, я был соавтором законопроекта, который лишил прокуратуру тех функций, которые она выполняла еще с советских времен. Например, существенно уменьшились рычаги влияния прокурора, связанные именно с осуществлением общего надзора: акты прокурорского реагирования минимизированы до одного — представления. К тому же, если раньше прокурор имел право вмешиваться в работу любой коммерческой структуры, по своему усмотрению назначать проверки, то с принятием нового закона для их проведения необходимо обоснованное постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. Мы фактически
уравняли прокуратуру с другими госу­дарственными органами. Если прокурор с чем-то не согласен, он должен обращаться в суд. То есть все спорные вопросы, в которых задействована прокуратура, решаются теперь исключительно в судебном порядке. Поверьте, это значительно уменьшило влияние данного института на бизнес.

Но вместе с тем остались некоторые вопросы, которые мы могли бы обсудить с экспертами. Для того чтобы это сделать, нам нужен определенный законопроект, с которым мы можем работать.

— Насколько мне известно, в прокуратуре не очень хорошо воспринимают эти изменения — прежде всего сужение полномочий…

— Поэтому я и предлагаю, чтобы во время обсуждения законопроекта мы привлекали больше всего представителей прокуратуры, народных депутатов. Мы должны обсудить все публично, определить, что хотим изменить, а что на данном этапе изменить пока не можем. Привлечение широкого круга экспертов к обсуждению будет способствовать тому, что мы сможем прийти к консенсусу и внести в ВР законопроект, который будут поддерживать, в частности, и прокуроры.

Кстати, если вы помните, законопроект, который мы внесли в прошлом году, получил стопроцентную поддержку Генеральной прокуратуры, несмотря на то, что он уменьшил полномочия надзорного органа. Поэтому именно в конструктивном сотрудничестве я вижу и прогресс будущего законопроекта.

— Во время встречи с руководителем Директората по правам человека Кристосом Джакомопулосом, в которой вы принимали участие, обсуждалась ситуация с состоянием исполнения Украиной решений Европейского суда по правам человека. Сохраняется ли тенденция к увеличению количества жалоб украинских граждан в Страсбург?

— Действительно, Директорат по правам человека обеспокоен количеством заявлений от граждан нашего государства в ЕСПЧ. Правда, подавляющее большинство этих жалоб поступило за последние 4—5 лет. По большинству из них уже приняты решения, среди рассмотренных дел — такие знаковые, как «Харченко против Украины», «Мерит против Украины». Показательно, что все эти решения касались сроков пребывания под стражей, обращения с задержанными лицами, других нарушений прав человека во время уголовного производства. В целом это жалобы, связанные с применением «советского» Уголовно-процессуального кодекса, которым больше чем полвека пользовалась Украина.

Отмечу, что и представители Директора по правам человека, и в частности его руководитель К.Джакомопулос, с пониманием отнеслись к тому, что скоро удельный вес жалоб в ЕСПЧ, связанных именно с содержанием под стражей, сроками рассмотрения дел, обращением с задержанными и осужденными в Украине, уменьшится. Ведь в конце прошлого года был принят УПК, который недавно вступил в силу и который демократизирует уголовный процесс. Фактически его нормы делают невозможными все те нарушения, на которые жаловались наши граждане. Поэтому с большой долей вероятности берусь прогнозировать, что вскоре количество таких жалоб должно существенно уменьшиться.

Думаю, что в июне, когда состоится заседание Комитета министров СЕ, на котором как раз будет обсуждаться отчет об исполнении решений ЕСПЧ, мы сможем предоставить определенную позитивную статистику и отчитаться о принятых действенных мерах общего характера. Надеюсь, продемонстрируем, что реформирование уголовно-процессуального законодательства, приближение его к европейским стандартам способствовало уменьшению количества жалоб наших граждан в ЕСПЧ. Поэтому я оптимистично настроен и многого жду от встречи, которая состоится в июне.