«Судья должен быть хладнокровным в принятии своих решений»
Виктория Джарты: «Семья была и остается для меня приоритетом, и я, как женщина, ради комфорта близких готова к переменам»
На сегодняшний день в руководстве судебной системы не слишком много женщин, почему так сложилось корреспондент «ЗиБ» накануне 8 марта спросил у заместителя председателя Хозяйственного суда г.Киева Виктории ДЖАРТЫ. Также Виктория Васильевна рассказала о том, что подтолкнуло ее к выбору карьеры судьи, а также о роли отца, бывшего председателя Совета министров Крыма, в этом.
«Отец меня поддерживал морально в любых моих начинаниях, но только как отец, а не как чиновник или политический деятель»
— Виктория Васильевна, почему вы решили работать в судебной системе, а именно в хозяйственной специализации?
— Потому что для прохождения практики я и еще некоторые студенты, пошли в тогда еще Арбитражный суд Донецкой области. Моя дипломная работа касалась банкротства, поэтому мне был полезен опыт в этой области права, хотелось посмотреть, как все работает изнутри. Кроме практики, другой возможности поработать в суде у меня не было.
Через пару месяцев я поняла, что это именно то место, где я хочу работать и то, чем я хочу заниматься. Из пяти студентов, пришедших на практику, четыре так и остались в судебной системе.
— Повлияла ли семья на ваш выбор работать в судебной сфере?
— С самого начала родные подсказывали мне, на какой факультет лучше поступать, долго обсуждали. И, кончено, это было их решение, чтобы я поступила в Донецкий национальный университет на экономико-правовой факультет.
Не вижу в этом ничего плохого. Родители должны помогать детям в таких вопросах, как выбор будущей профессии, поскольку человек в 17 лет имеет слабое представление о такой специальности, как юрист, судья, ведь у него недостаточно жизненного опыта.
Но на этом их помощь закончилась. Где и кем работать, я уже решала самостоятельно.
— Принято считать, если родители занимают высокие должности, то это способствует карьерному росту их детей. Помогал ли авторитет отца в начале вашей судебной карьеры?
— Отец меня поддерживал морально в любых моих начинаниях, но только как отец, а не как чиновник или политический деятель.
Если люди узнавали, что я дочь Василия Джарты, они были приятно удивлены. Но случаев, когда бы кто-то бурно реагировал на это, не было. Я делала свою работу. Кого не устраивали принятые мною решения, те имели возможность пойти в апелляционную и кассационную инстанции.
Кроме фамилии, меня с отцом в моей работе ничего больше не связывало.
Да, в Интернете писали разное… Поймите, что недовольные всегда будут. Тем более, когда речь идет о решении споров. Проигравшая сторона всегда пытается оправдать поражение и иногда им казалось, что причина этого кроется в моей фамилии. Считаю такие обвинения несерьезными и, как говорят у нас, бездоказательными. (Улыбается)
— Не было ли обидно читать такие публикации в СМИ и то, что вас воспринимали только как дочь В.Джарты?
— Нет, не на что обижаться. Я всегда гордилась своим отцом. Если кому-то хочется воспринимать меня именно так — пожалуйста.
— Должности председателей Верховного и всех высших специализированных судов занимают мужчины. Руководители всех апелляционных хозяйственных судов — тоже мужчины. Почему, по вашему мнению, женщины нечасто получают руководящие должности в органах правосудия? Не считаете, что имеет место некая дискриминация?
— Нет, конечно, дискриминации не ощущаю. (Смеется.) Наверное, потому, что так исторически сложилось.
Я согласна, что у нас мужчин больше на любых руководящих должностях. И это касается не только судов. Посмотрите, например, в парламенте или рейтинг крупных бизнесменов. Процент успешных женщин в мужском обществе невысок. Но я надеюсь, что со временем сложившаяся ситуация изменится в нашу пользу.
— А вы планируете стать одной из тех женщин, которая будет занимать высокий пост в суде?
— На сегодняшний день я работаю там, где работаю. И мне еще есть что сделать в Хозяйственном суде г.Киева. Я все еще накапливаю опыт и знания, в частности, пишу диссертацию.
«Семья была и остается для меня приоритетом, и я, как женщина, ради комфорта близких готова к переменам»
— Сколько рабочего времени вы тратите на исполнение административных обязанностей, а сколько остается для рассмотрения дел?
— Как известно, суды работают с 9.00 до 18.00, с часовым перерывом. Но если есть работа, тогда сидишь до ночи. Вообще-то, я никогда не слежу за временем, когда есть работа.
Но должна обратить внимание на то, что судьи слушают больше дел, чем председатель и его заместители. Потому что на нас возлагаются еще и административные полномочия. Я, например, рассматриваю дела один раз в неделю. Раньше — не менее трех.
— Довольно часто можно услышать разговоры о необходимости повышения работникам аппарата судов зарплаты. На протяжении долгого времени вы сами были помощником судьи, как оцениваете уровень их оплаты труда? Она сопоставима с объемом выполняемой работы?
— Да, я согласна, что работники аппарата суда выполняют львиную долю работы и требования к ее качеству тоже большие, поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы их труд соответственно оплачивался.
— Вы работали в течение двух лет судьей в Хозяйственном суде Донецкой области, а потом перешли на работу в Киев. Почему решили переехать в столицу?
— На момент, когда меня назначили судьей Хозяйственного суда Донецкой области, мой муж уже работал в Киеве. И два года, которые мы жили в разных городах, были очень тяжелыми, к тому же у нас подрастал ребенок. Мы могли видеться только на выходных, потому что ни муж, ни я не могли тогда оставить работу. И как только появилась возможность работать в Киеве, я, не раздумывая, сразу согласилась, ведь жить и работать в одном городе с мужем, встречаться каждый вечер за ужином и читать вместе на ночь сказки малышу для меня было самым главным. Семья была и остается для меня приоритетом, и я, как женщина, ради комфорта моих близких готова к переменам.
«Принятие нового ХПК позволит четко разграничить компетенцию судов»
— В январе вступила в силу новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Какие основные изменения вы бы отметили?
— Закон принят для усовершенствования процедуры банкротства, уменьшения ее длительности и сокращения расходов по такой категории дел.
Первое, что отмечу, — это то, что новым законом предусмотрена процедура санации должника до возбуждения дела о банкротстве. Законодатели сделали это для предупреждения банкротства должника, применения внесудебных процедур и досудебной санации последнего. Также расширены возможности для ранней диагностики угрозы неплатежеспособности должника, эффективного принятия мер по предупреждению банкротства должника, а также внесудебного восстановления его платежеспособности.
Второе, на что хочется обратить внимание, — это сокращение сроков всех процедур. Например, процедура санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве не может превышать одного года со дня утверждения плана санации судом, также как и ликвидация. Раньше процедура банкротства могла длиться годами.
Следует отметить, что Верховная Рада перенесла момент введения моратория в деле о банкротстве с момента поступления в хозяйственный суд заявления о возбуждении производства по делу на момент проведения подготовительного заседания. Такая «перестановка» предотвратит нанесение ущерба юридическому лицу, относительно которого подано заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве, в том случае, если указанные в заявлении обстоятельства проверкой не подтвердятся, а также поможет кредиторам, пострадавшим от безосновательно введенного моратория.
Предусмотрено страхование ответственности арбитражных управляющих и создание специального компенсационного фонда за счет управляющих. А их беспристрастность будет гарантирована автоматическим распределением дел между арбитражными управляющими.
Помните, раньше в газетах мы видели объявления о выявлении кредиторов? Такие сообщения часто печатали в малотиражных газетах мелким шрифтом, чтобы как можно меньше кредиторов обратили на них внимание и, следовательно, не могли предъявить претензии. Это приводило к затягиванию производства по делу о банкротстве, позволяло должнику уклоняться от выполнения обязательств перед кредиторами, используя мораторий на удовлетворение их требований, а также к тому, что процедура становилась более дорогостоящей. Теперь же на суд возложили обязанность самостоятельно обнародовать информацию о возбуждении дела о банкротстве на официальном веб-портале Высшего хозяйственного суда.
— Помогут ли процедуры досудебной санации реже обращаться в суд и защитить интересы как предприятий, так и кредиторов?
— Полагаю, что да. Это будет реально работающий институт. Согласие между кредитором и должником о проведении санации последнего может быть достигнуто до возникновения задолженности. При этом одобренный кредитором план санации должника утверждается хозяйственным судом.
Положение о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротстве будет утверждать ВХС. Это первый случай, когда орган судебной власти будет принимать нормативно-правовой акт.
— Недавно был принят новый Уголовный процессуальный кодекс, не кажется ли вам, что стоит принять и новый Хозяйственный процессуальный кодекс? Действующий не устарел?
— Устарел и требует изменений. ХПК был принят еще в 1991 году. Значит, уже более 20 лет украинские предприниматели, а также иностранные фирмы, ведущие бизнес в Украине, решая свои хозяйственные споры по устаревшему ХПК, живут вчерашним днем. Сложная процедура заключения мирового соглашения, неопределенность подсудности дел, стороной в которых являются фирмы с иностранным участием, отсутствие качественного досудебного урегулирования спора и многое другое создает им проблемы. Я слышу об этом от сторон в процессах. И заинтересованные стороны пытались обновить кодекс — за последние два года более десятка изменений.
Я согласна с коллегами, которые говорят, что принятие нового ХПК позволит четко разграничить компетенцию судов. Сейчас судами разной юрисдикции принимаются неодинаковые решения по одному и тому же типу правоотношений. Поэтому сторонники нового ХПК, в том числе и я, видят в его принятии возможность поставить точку в данном вопросе. Мы считаем, что новации, которые используются и хорошо себя зарекомендовали в КАС и ГПК, могут быть воспроизведены в ХПК. Уверена, что будущий кодекс не только четко разграничит полномочия судов, но и сблизит хозяйственный процесс с гражданским и административным.
— Чем, кроме закона, еще должен руководствоваться судья?
— Здравым смыслом и буквой закона. Только не эмоциями. В нашем деле нужно управлять ими. Судья должен быть хладнокровным при принятии решений.
— Благодарю за ваши ответы. Пользуясь случаем, хочу поздравить вас с 8 Марта и пожелать всегда оставаться очаровательной и уверенно преодолевать все трудности, с которыми приходится сталкиваться во время работы.