Закон і Бізнес


За пытки, совершенные представителем государства, нельзя освобождать от наказания с испытанием - НААУ


.

24.05.2021 16:21
4247

Если представитель государства совершает пытки, при любых обстоятельствах он не вправе рассчитывать на освобождение от отбывания наказания с испытанием в порядке ст. 75 Уголовного кодекса.


Такую позицию высказал Комитет по уголовному праву и процессу НААУ по результатам анализа проекта Закона №5336 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об уголовной ответственности за пытки», передает «Закон и Бизнес».

У НААУ в целом поддержали законопроект, который, в частности, вводит в ч.3 ст.127 УК усиленную ответственность для представителей государства за пытки (под представителем считать лицо, в том числе, служебное, или группу лиц, действующих с подстрекательством, с ведома или молчаливого согласия государства).

Также проект предлагает установить запрет на применение освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ч. 5 ст. 49 УК Украины) и освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора (ч. 5 ст . 80 УК Украины), что в НААУ также оценивают положительно.

В то же время, адвокаты обращают внимание на необходимость внесения изменений в ст. 75 УК, предусматривающую возможность для суда при определенных условиях принять решение об освобождении от отбывания наказания с испытанием. По мнению экспертов НААУ, в случае совершения пытки представителем государства в ст.75 УК не должна применяться при любых условиях.

В качестве аргументов приводится практика Европейского суда по правам человека (дела «Aleksakhin v. Ukraine», «Okkali v. Turkey», «Gäfgen v. Germany». По мнению ЕСПЧ, нестрогие наказания для виновных в пытках способствуют возникновению у работников полиции ощущения безнаказанности, не осуществляют сдерживающего эффекта, который способен обеспечить эффективное предотвращение противоправных действий» и не свидетельствуют об «адекватной реакции суда на нарушение полицейскими требований ст.3 Конвенции по ключевым конвенционным прав.

Закон і Бізнес