Закон і Бізнес


Санкции против своих граждан: горячая тема или реальная перспектива?


08.04.2021 10:33
Ольга Кучмиенко, заместитель главы Комитета Ассоциации юристов Украины по международному праву, адвокат, к.ю.н.
4562

С каждым годом тема санкций становится все актуальнее для Украины, обрастает новыми мифами и приключениями юристов. Вопросы, с которыми они сталкиваются, совсем не простые — с кем и чем можно торговать; что такое крымские санкции и как объяснить банкам, это санкции не против, а в защиту Украины. А в последнее время актуализировался вопрос санкций против собственных граждан: рассмотрим его подробнее.


На страже международного права

Классически механизм санкций является международно-правовым инструментом и был сформирован как один из механизмов соблюдения международного права, который применяется против иностранных граждан при определенных обстоятельствах.

Во-первых, если нет других механизмов противодействия правонарушению: например, нет оснований для применения уголовной ответственности против иностранного гражданина на территории Украины.

Во-вторых, если конкретное правонарушение (например, террористическая деятельность) установлено компетентным органом иностранного государства, а международное сообщество хочет поддержать такое государство в применении ответственности к правонарушителю.

В-третьих, при наличии оснований применения таких санкций в соответствии с международным и национальным правом.

Фактически, санкции являются средством ответственности и оперативного воздействия на нарушителя.

Подробнее об этом механизме и иностранном опыте Швеции и Австралии рассказывали здесь.

Можно ли охранять национальное право от нарушений с помощью санкций?

Санкция является частью нормы права и составной частью ответственности (сейчас все читатели точно вспомнили первый курс юридического факультета и теорию права). Поэтому в общем понимании санкции и так ежедневно стоят на страже национального права.

Международно-правовые санкции против собственных граждан

В целом это возможно. Если мы говорим о применении международно-правовых санкций в классическом понимании против собственных граждан, то в международной практике такая возможность не исключена. Например, теоретически такие санкции могут быть применены против собственных граждан в Австралии и Швеции.

И в обоих случаях существуют определенные предпосылки такого применения. Так, в Австралии гражданин должен находиться за границей, чтобы против него можно было поставить вопрос применения санкций. В Швеции такие меры могут быть применены, если это не нарушает экономических и гарантий безопасности Швеции.

Возможно ли применение санкций против собственных граждан в Украине?

Сейчас всем известны случаи применения санкций против граждан Украины. Прежде всего, санкции могут применяться против лиц, осуществляющих террористическую деятельность. При этом норма ч.2 ст.1 Закона Украины «О санкциях» не ссылается на факт гражданства таких лиц.

Кроме того, время от времени на сайте ВР появляются новые инициативы в этом ключе о расширении оснований и/или лучшего урегулирования этой сферы.

Например, недавно был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О санкциях» №5285 от 19.03.2021 года (проект в дальнейшем был отозван 26.03.2021 года).

В документе предлагалось расширить основания применения санкций (информационная деятельность в интересах государства-агрессора), процедуру применения санкций, в частности, присоединение к международно-правовым санкциям, ввести процедуру обжалования решения о применении санкций и санкционный реестр. В общем законопроект осветил многие идеи, над которыми стоит подумать в контексте темы санкций.

Целесообразно ли применение санкций против собственных граждан в Украине?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как я уже говорила выше, санкции — это меры воздействия на правонарушителя в ситуации, когда классические меры ответственности не действуют или не могут быть применены по тем или иным причинам.

Во-первых, если гражданин находится на территории Украины и может быть привлечен к ответственности, то возникает вопрос: почему именно санкции, а не меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности?

Если санкции предусмотрены законодательством и могут принести дополнительный эффект относительно прекращения такой деятельности и наложения ответственности, то в их применении может быть смысл.

Есть меры ответственности, которые можно применить исключительно/почти исключительно путём применения санкций, например, запрет или ограничение захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальное море Украины, её внутренние воды, порты и воздушных судов в воздушное пространство Украины или осуществления посадки на территории Украины (п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О санкциях»). В то же время, блокирование счетов в качестве меры ответственности против граждан ина Украине может быть применено в уголовно-правовом, хозяйственно-правовом процессе и т.п. (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О санкциях»).

Если до наложения санкций другие меры ответственности даже не рассматривались, то возникает вопрос, почему именно санкции: учитывая широкий механизм воздействия, меньший порог доказывания наличия нарушения или другие причины? В таком случае вопрос о их целесообразности остается открытым.

Во-вторых, если определенное санкционное ограничение против гражданина Украины и будет применено на основании имеющейся процедуры или с учетом потенциальных изменений, то это должно быть осуществлено с соблюдением предусмотренной законом процедуры.

Конечно, это важно всегда, и в этом случае особенно учитывая недостаточную четкость в правовом регулировании собственно возможности применения санкций против гражданина Украины и связанных с этим ограничительных мер. Ведь один неверный шаг может привести уже Украину в ЕСПЧ при наличии признаков нарушения прав, предусмотренных конвенцией (например, права собственности).

Выводы

Практика применения санкций против собственных граждан известна международному сообществу, но должна стать подробно урегулированным и исключительным механизмом воздействия на нарушителя, а не заменой существующих видов ответственности.

Поэтому возможные изменения в законодательство нужно рассматривать с точки зрения целесообразности, отвечая на вопрос: «Существует ли дополнительный эффект и ценность указанной меры». Очевидно, что во многих случаях такая ценность существует: например, ответственность за нарушение санкционного режима (запрещенные связи с подсанкционным лицом), дополнительные меры международно-правового воздействия и т.п.

Но нужно помнить о традиционных принципах верховенства права, справедливости, невозможности двойной ответственности за совершенное правонарушение и соблюдении установленной законом процедуры.

Закон і Бізнес