Конституция допускает привлечение Президента к ответственности за совершение преступления только в порядке импичмента. А распространяются ли такие гарантии на наложение взысканий за административные проступки?
В свое время такой вопрос поднял Пленум Верховного Суда после того, как сначала было зафиксировано, что Владимир Зеленский нарушает карантин, а потом он сам признался в незадекларированных доходах от ОВГЗ.
Казалось бы, главе государства было бы выгоднее с точки зрения имиджа уплатить штраф. Однако суды усомнились, могут ли они выносить такие решения. Ведь Конституция гарантирует Президенту «право на неприкосновенность», не конкретизируя пределы такой гарантии. И если в решении от 10.12.2003 №19-рп/2003 КС уже высказывался о невозможности возбуждения уголовных дел в отношении главы государства, то об административных производства в нем не упоминалось.
В то же время, как обращает внимание Пленум ВС, Президент является субъектом, в частности, административных правонарушений, связанных с коррупцией. Если Конституция предоставляет индульгенцию и в этой части, то он может безнаказанно принимать подарки, не отчитываться о доходах и тому подобное. Ведь процедура импичмента может быть запущена только в случае совершения преступления.
Хотя Пленум просил коллег дать ответ как можно скорее, КС только сегодня возьмется за это дело. Поэтому пока он объявит решение, истекут сроки давности для привлечения В.Зеленского к административной ответственности за совершенные проступки.