Закон і Бізнес


О фраудаторных сделках


№49 (1503) 05.12—11.12.2020
7724

Не исключено признание недействительным договора, направленного на избежание обращения взыскания на имущество должника, на основании общих принципов гражданского законодательства и недопустимости злоупотребления правом.


Кассационный гражданский суд по делу №619/82/19 продолжил развивать понятие фраудаторних сделок в гражданских правоотношениях. Так, пересматривая решения судов предыдущих инстанций, которые отказали в удовлетворении иска о признании недействительным договора дарения жилого дома, он указал следующее.

Любая сделка, совершенная должником в период наступления у него обязательства по погашению задолженности перед кредитором, в результате которой должник перестает быть платежеспособным, должна ставиться под сомнение в части его добросовестности и приобретает признаки фраудаторной.

При этом то обстоятельство, что сделка с третьим лицом, по которой отчуждено имущество должника, реально выполнена, не исключает того обстоятельства, что она направлена на избежание обращения взыскания на имущество должника. Соответственно, она может быть признана недействительной на основании общих принципов гражданского законодательства.

Кроме того, КГС подчеркнул, что должник не является абсолютно свободным в выборе вариантов поведения, его действия не должны приводить к такому состоянию, в котором он предстанет неплатежеспособным перед своими кредиторами.

На момент совершения оспариваемой сделки даритель был знаком с наличием исковых требований к нему о взыскании долга. Таким образом, договор дарения дома дочери был заключен с целью избежания обращения взыскания на имущество, что указывает на наличие умысла обеих сторон сделки скрыть истинные намерения ее заключения.