Закон і Бізнес


Прибыльный криминал

Как кража века сделала картину самой знаменитой в мире


№44 (1498) 31.10—06.11.2020
2946

Годовой оборот легального арт-рынка сейчас превышает $60 млрд. Не говоря уже о полулегальном и «черном». Правда, иногда благодаря преступлениям сами произведения искусства становятся знаменитыми и резко возрастают в цене.


В книге немецких журналистов «Искусство и криминал», рассказывается не столько о кражах, подделках и аферах, связанных с произведениями искусства, а о деталях и масштабах преступлений, которые обычно оставались за рамками газетных сенсаций, пишет DW.

Так, например, портрет Лизы дель Джокондо считался, конечно, великолепным образцом творчества великого Леонардо да Винчи, но своей культовой репутацией он обязан... грабителям, укравшим ее из Лувра в августе 1911 года.

Итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее стекольщиком, вместе с двумя сообщниками спрятался в воскресенье вечером в каморке. В понедельник рано утром они вынули «Мону Лизу» из рамы и в белых рабочих халатах спокойно вынесли ее мимо уборщиков через служебный подъезд. Так как картина висела тогда довольно скромно между двумя другими, более крупными полотнами, ее исчезновение заметили не сразу. Но потом разразился страшный скандал.

Особенно шумным он оказался потому, что похищение многие считали политическим. Предполагали, например, что «Джоконду» украли по приказу германского кайзера, чтобы осрамить Францию. В свою очередь, в Германии обвиняли французов: мол, это они инсценировали похищение, чтобы найти повод для войны.

О том, что картину украл простой стекольщик, никто — в том числе и полиция — не подозревал. «Мону Лизу» нашли лишь через два года во Флоренции, арестовав В.Перуджу, когда он предложил ее купить одному антиквару. Похититель заявил, что действовал из патриотических соображений: хотел вернуть шедевр на родину.

Правда вскрылась позже. Оказывается, заказчиком преступления был аргентинец Эдуардо де Вальфьерно. Еще до похищения он заказал несколько копий «Моны Лизы», которые позже, когда картину украли, продал как якобы «ту самую» Джоконду. Покупатели, естественно, в полицию не обращались и после того, как картину нашли: пришлось бы признаться в том, что приобретали ворованное.

Сегодня же получил опасное распространение «артнеппинг» (по аналогии с «киднеппингом»). Только здесь вымогают выкуп не у родных, а у музеев и страховых компаний. Продать похищенные картины практически невозможно: они слишком известны, но можно вернуть их владельцам за солидную мзду.