Дискуссии о месте украинского и других языков на территории государства уже давно вышли из разряда правовых и перетекли в политическую плоскость. Однако арбитром в них то и дело становится Конституционный Суд.
В последние дни своей каденции предыдущая власть успела принять закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» от 25.04.2019 №2704-VIII. Однако этот акт предоставил преференции не только украинскому языку, но и крымскотатарскому и даже английскому. Зато о русского, в отличие от ч.3 ст.10 Конституции, там и в помине нет.
Сейчас КС начал слушания относительно нового языкового регулирования. Ведь 51 народный депутат считает, что как закон в целом, так и отдельные нормы не согласуются с Конституцией. С одной стороны, слишком большое внимание уделено только одному коренному народу и только одному из официальных языков Европейского Союза (хотя ее основной носитель уже оставил ЕС). А это прежде всего противоречит ст.24 Конституции, которая запрещает дискриминацию по языковому признаку.
С другой — есть претензии к процедуре принятия этого акта во втором чтении. Кстати, именно из-за несоблюдения Регламента Верховной Рады был отменен предыдущий языковой закон 2012 года.
КС посвятил аж 2 дня, чтобы дать высказаться всем заинтересованным сторонам. Впрочем, поскольку судьей-докладчиком по этому делу стал Сергей Головатый, который не только юрист, но и украиновед, шансы на удовлетворение представления крайне низкие.