Закон і Бізнес


НАПК выразило замечания относительно законопроекта об игорном бизнесе


30.06.2020 12:44
2541

Принятие законопроекта о легализации в Украине игорного бизнеса без изменений может нанести государству многомиллионный ущерб.


К такому выводу пришло Национальное агентство по предупреждению коррупции после проведения экспертизы законопроекта об игорном бизнесе, передает «Закон и Бизнес».

Антикоррупционная экспертиза определила несколько групп коррупциогенных факторов, содержащихся в его положениях, в частности:

- неопределенность процедуры внесения платы и получения лицензии;

- установление обязательности сертификации игорного оборудования на соответствие установленным техническим требованиям без четкого перечня такого оборудования, вообще не является предметом регулирования данного проекта закона;

- введение новых разрешений без внесения изменений в закон «О перечне разрешительных документов в сфере хозяйственной деятельности»;

- основания для получения и аннулирования лицензии не согласуются с законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

Чтобы эти факторы можно было устранить наиболее эффективно, НАПК предлагает следующие рекомендации:

Терминология, употребляемая в проекте закона нуждается в уточнении и унификации. В частности, необходимо привести четкие однозначные определения понятий «лицензия», «ответственная игра», «азартная игра».

Дополнить проект закона положением относительно изменений в статью 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», которыми определить исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.

Исключить из проекта закона положение, которым предусмотрено, что особенности проведения межгосударственных лотерей могут определяться лицензионными условиями. Поскольку межгосударственные лотереи имеют статус государственных лотерей в Украине, такие особенности должны быть определены на законодательном уровне.

Четко определить последовательность действий для получения лицензии и оплаты ее стоимости (сначала оплата, а затем - выдача или наоборот).

Разграничить в проекте закона понятие «предписание» и «распоряжение», поскольку данные понятия в проекте Законы принимаются как одинаковые по содержанию.

Четко установить на каком праве организатору азартных игр должно принадлежать игровое оборудование (исключительно на праве собственности или на праве собственности или пользования).

Пункт 2 части второй статьи 48 проекта закона исключить, как таковой, что не содержит смысловой нагрузки.

Исключить из текста проекта закона оценочные понятия такие как: «и т.д.», «другие требования», «другие обязанности» и т. д.

Привести положения проекта закона о порядке формирования состава Конкурсной комиссии, в частности, порядка отбора комитетом Верховной Рады Украины кандидатур для избрания в ее состав, а также оснований и порядка досрочного прекращения полномочий члена конкурсной комиссии, процедуры назначения и увольнения Председателя и членов Уполномоченного органа, в соответствие статье 6 Конституции Украины и Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти».

В проекте закона четко определить количество голосов членов Уполномоченного органа необходимую для принятии того или иного решения (5 или 7).

Учитывая стоимость лицензии, а также непрозрачную и обременительную процедуру ее получения и отсутствие процедуры восстановления лицензии и невозможность осуществления деятельности без лицензии, необходимо из проекта закона исключить положения, которыми аннулирование лицензии применяется, как санкция, поскольку в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» остановки деятельности субъектов хозяйствования может быть применено только по решению суда.

Предусмотреть в проекте закона процедуру обжалования решения уполномоченного органа субъектами хозяйствования не только к суду, но и к Экспертно-апелляционному совету по вопросам лицензирования.

Исключить из проекта закона положения о возможности Уполномоченного органа устанавливать порядок проведения инспектирования игрового оборудования, поскольку такие полномочия принадлежат органу, осуществляющего деятельность по оценке соответствия, в том числе сертификацию и инспектирование. Также подлежит исключению положение об установлении уполномоченным органом перечня субъектов сертификации.

Детализировать порядок и способ проведения мониторинга деятельности организаторов азартных игр и согласовать его с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», поскольку мониторинг фактически является одним из инструментов проведения мероприятия государственного надзора (контроля).

Из текста проекта закона исключить положение о необходимости получения разрешения собственником помещения, поскольку установление требований к помещению является предметом лицензионных условий.

Положения статьи 10 проекта закона привести в соответствие с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и ввести в проекте закона риск-ориентированный подход в проведении плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Согласовать проект закона с Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» в части того, что лицензия в понимании указанного Закона - это право на осуществление вида хозяйственной деятельности, а следовательно она не может выдаваться на единицу игорного оборудования. В данном случае целесообразно рассмотреть вопрос вместо лицензии ввести разрешение на единицу игрового оборудования, поскольку согласно статье 1 Закона Украины «О разрешительной системе сфере хозяйственной деятельности» - объектами, на которые могут выдаваться разрешения является, в частности, оборудование и снаряжение.

Установить проектом закона четкие критерии (требования), которым должен отвечать инвестиционный проект для принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Украины и получения инвестиционной лицензии.

Уточнить в проекте закона порядок и сроки введения системы Государственного онлайн мониторинга и контроля и предоставления права отдельным хозяйствующим субъектам на осуществление деятельности в сфере азартных игр.

Установить в проекте закона перечень оснований для признания, в том числе администрацией заведения, отдельных лиц «нежелательными» и раскрыть в проекте закона содержание указанного понятия.

Пересмотреть вопрос о целесообразности создания пяти отдельных реестров по каждому виду азартных игр, поскольку разработка и ведение таких реестров предусматривает существенные расходы из государственного бюджета.

Закон і Бізнес