Закон і Бізнес


Право на обжалование

Какие инструменты защиты имеет предприниматель от налоговой проверки?


№6 (1096) 09.02—15.02.2013
Галина Ткаченко
24911

К сожалению, налоговое законодательство истолковывается, как правило, не в интересах предпринимателей, а сотрудники соответствующих служб убеждены, что некоторые их решения вообще не подлежат обжалованию. Вместе с тем представители бизнеса, внимательно изучающие законодательство, могут найти способы защиты своих прав.


Сначала приказ, потом проверка

С принятием Налогового кодекса порядок проведения проверок органами государственной налоговой службы четко урегулирован. Это касается как оснований и сроков проведения проверки, так и порядка обжалования действий и решений органа контроля. Поэтому налогоплательщику следует детально ознакомиться с правилами, согласно которым осуществляются проверки, и с порядком обжалования результатов таких проверок, чтобы защитить свои права в будущем.

Так, органы ГНС имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки. Однако из всего разнообразия проверок документальная плановая выездная является всеобъемлющей и тщательной. Именно на нее налоговикам отведено больше всего времени, и именно по ее результатам чаще всего начисляются самые большие финансовые санкции. Порядок проведения документальных плановых проверок предусмотрен ст.77 НК, где указано, что любая такая проверка должна быть предусмотрена в соответствующем плане-графике.

В указанный план вносятся те, относительно которых есть риск неуплаты ими налогов и сборов, невыполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС.

Важно, что периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска деятельности, который разделяется на высокий, средний и незначительный. Так, налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в 3 календарных года, со средней — не чаще, чем раз в 2 календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарный год. Самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5% задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще, чем раз в 3 календарных года.

Решение о проведении документальной плановой проверки принимает руководитель органа ГНС. Оно оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему не позже чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или послана заказным письмом с уведомлением о вручении копии соответствующего приказа и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки. Также сотрудники НС должны предъявить налогоплательщику направление на проведение проверки. Несоблюдение перечисленных требований законодательства является основанием, чтобы не допустить должностных лиц НС к проведению проверки, что оформляется соответствующим актом.

Кроме того, налогоплательщик имеет право обжаловать в суд приказ о проведении проверки. Необходимо обратить внимание на письмо ВАС от 24.12.2010 №1844/11/13-10, где указано, что исковые требования о признании противоправным приказа руководителя налогового органа о назначении внеплановой выездной проверки подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Игнорировать такое право не стоит. Ведь часто возникают ситуации, когда проверяющие доначисляют обязательства налогоплательщику, а последний имеет мало аргументов для своей защиты в суде. Обжалование же приказа о проведении проверки дает гражданину как минимум время, чтобы подготовиться к визиту налоговиков, а как максимум — возможность отменить соответствующий приказ, доказав беспочвенность и незаконность действий сотрудников НС.

Однако налоговые органы придерживаются совсем другой позиции по этому вопросу и в своих письмах и разъяснениях отмечают то, что такое обжалование не предусмотрено нормами НК.

Право возражения

Результаты проверок оформляются актом (если выявлены нарушения) или справкой (если они отсутствуют). Налогоплательщикам следует иметь в виду, что в случае их несогласия с выводами акта проверки они могут его подписать с замечаниями, которые имеют право подать вместе с подписанным экземпляром документа или отдельно.

Статьей 86 НК четко установлен срок, в течение которого налогоплательщик имеет право подать свои возражения на акт проверки, — 5 рабочих дней со дня получения акта. Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение 5 рабочих дней, которые наступают после дня их получения. Затем должен предоставляться ответ.

НК устанавливает право налогоплательщика принимать участие в рассмотрении возражений, а также присутствовать при принятии решений по результатам их изучения. Возражения против выводов, содержащихся в акте, — это первый инструмент защиты, который может применить налогоплательщик по окончании проверки. В отличие от процедуры административного обжалования, которая начинается уже после получения налогового уведомления-решения и может длиться достаточно долго, возражение является средством влияния на содержание уведомления-решения еще до его принятия.

Если после рассмотрения возражения налоговый орган не принял во внимание доводы налогоплательщика и придерживается прежней позиции, то отправляет по адресу субъекта хозяйствования налоговое уведомление-решение. Обжалование указанного документа требует больше времени и усилий.

Двойное обжалование

Следовательно, если налогоплательщик не согласен с уведомлением-решением, ему необходимо знать, что оно может быть обжаловано двумя путями: в административном и в судебном порядке. Здесь следует отметить: если субъект хозяйствования выбрал судебный способ защиты, то он автоматически теряет право на административное обжалование решения органа ГНС.

Административное обжалование предусматривает дачу жалобы в орган контроля высшего уровня в течение 10 календарных дней, которые наступают после дня получения физическим или юридическим лицом налогового уведомления-решения.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб органами ГНС утвержден приказом Минфина от 19.11.2012 №1203. Предусмотрена и форма жалобы, несоблюдение которой может быть основанием для отказа в рассмотрении последней.

Важно знать, что налогоплательщик одновременно с подачей жалобы в орган контроля высшего уровня обязан в письменном виде уведомить орган, которым принято уведомление-решение, об обжаловании.

Орган, рассматривающий жалобу, обязан принять мотивированное решение и в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, послать его по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. При этом налоговики имеют право продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем до 60 календарных дней. После окончания процедуры административного обжалования или же без нее плательщик всегда может воспользоваться правом судебного обжалования.

Что касается сроков обжалования, то следует отметить: действующий НК содержит коллизионные нормы на этот счет. Однако в письмах ВАС от 1.11.2011 №1935/11/13-11 и от 5.07.2011 №945/11/13-11 указано, что срок на обжалование уведомления-решения составляет 1095 дней со дня получения такого решения независимо от того, воспользовалось лицо своим правом на досудебное решение спора путем применения процедуры административного обжалования или нет.

Однако не стоит так долго размышлять над обжалованием решения. Самый оптимальный вариант — это 10-дневный срок, ведь в случае обращения в административный суд на протяжении указанного срока приостанавливается выполнение денежных обязательств, предусмотренных в налоговом уведомлении-решении, соответственно сумма считается несогласованной до вступления в законную силу судебного решения.

Конфликт интересов

В процедуре обжалования решений органов ГНС привычными являются случаи, когда нормы налогового законодательства или не дают четких и однозначных ответов на спорные вопросы, или дают несколько — противоположных по содержанию.

Урегулировать указанный вопрос удалось введением специальной нормы в НК. Так, в ст.56 указано, что в случае, когда норма этого кодекса или нормативно-правового акта, изданного на основе НК, или нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщика или контрольного органа, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как первого, так и второго, решение принимается в интересах налогоплательщика.

Однако, несмотря на то, что налоговое законодательство изобилует противоречивыми нормами, на практике случаи их толкования в интересах граждан являются исключениями. Если принцип «конфликта интересов» и применяется, то обычно судами, а не налоговыми органами, да и то не всегда.

Галина Ткаченко - юрист, г. Черкассы