Закон і Бізнес


Об отказе от иска


№18 (1472) 09.05—15.05.2020
8889

Отказ от иска нельзя квалифицировать как «неправильные действия стороны» в контексте ч.8 ст.139 КАС. Тем более, если этот отказ связан с удовлетворением иска ответчиком до начала рассмотрения дела.


Об этом заявил Кассационный административный суд по делу 260/1378/18. В нем фискальный орган обратился с иском о взыскании с физического лица налогового долга (пени). Однако до начала рассмотрения дела ответчик погасил долг, и ГУ ГФС направило заявление об отказе от иска. Суд производства закрыл.

Однако, впоследствии представитель ответчика подал заявление о распределении расходов на профессиональную юридическую помощь в размере 2800,00 грн., которую суд удовлетворил со ссылкой на ст.139 КАС.

Зато в кассационной инстанции обратили внимание, что в ч.10 ст.139 КАС говорится о праве ответчика заявить требования о компенсации осуществленных им расходов только в случае закрытия производства или оставления иска без рассмотрения вследствие необоснованных действий истца. А по данному делу следует руководствоваться специальными нормамы, регулирующие вопросы распределения расходов в случае отказа истца от иска (ст.140 КАС), а также возврат государственной пошлины (ст.142 КАС).

Поэтому если истец отказался от иска вследствие его удовлетворения после подачи искового заявления, то вполне обоснованным является возложение на ответчика обязанности возместить понесенные истцом расходы. Это является мерой ответственности за поведение, которое заставило истца решать спор в судебном порядке.