Закон і Бізнес


По следам должностного лица

Европейский дом приоткрыл двери для политических беженцев


Преступление и наказание, №4 (991) 22.01—28.01.2011
2738

Очевидно, политик-беженец (на фоне критических замечаний ряда организаций по поводу соблюдения прав и свобод человека) — пятно на и без того небезупречной репутации Украины. «Имиджевый» удар нанесла Чехия, приняв украинского экс-министра экономики Богдана Данилишина. Он стал первым должностным лицом предыдущего Правительства, которое получило политическое убежище, и, возможно, не последним. По крайней мере, эксперты допускают, что после этого прецедента на поддержку иностранцев могут рассчитывать и другие беглецы, скрывающиеся от карающего меча справедливости.


Убежище во спасение

Интерес к бывшему правительственному чиновнику проявили летом прошлого года. Ему, в частности, инкриминируют злоупотребление вла¬стью или служебным положением, приведшее к тяжелым последствиям (ч.2 ст.364 УК). По данным следствия, в результате преднамеренных действий экс-министра государство недосчиталось около 14 млн грн. В августе Б.Данилишин исчез из поля зрения правоохранителей и был объявлен в розыск — внутригосударственный и международный. Впрочем, через несколько месяцев полиция напала на след беглеца. Его задержали на территории Че¬хии.
Б.Данилишин обратился к чешским властям с просьбой о предоставлении политиче¬ского убежища. 13 января, после трех месяцев содержания под стражей, его просьба была удовлетворена. Такое решение приняло МВД Чехии, после чего суд Праги вынес решение об освобождении украинского экс-министра экономики из-под стражи.
Решая судьбу Б.Данилишина, чешская сторона учла как политическую ситуацию и по¬ложение с соблюдением прав человека в Украине, так и аргументы самого экс-министра, который заявлял, что стал жертвой политических репрессий и не верит в справедливое рассмотрение своего дела в Украине. Причем, если судить по документам, на которые ссылаются представители масс-медиа, претензии к долж¬ностному лицу со стороны украинских правоохранителей чехов не слишком тревожат.

Ведомственные перипетии

Очевидно, известие о снисходительности чехов к бывшему правительственному чи¬новнику произвело впечатление на Киев. В отечественном Министерстве иностранных дел сна¬чала вроде бы подтвердили, что Чехия предоставила Б.Данилишину политическое убежище, но, впоследствии, похоже, засомневались в достоверности такого известия. Ве¬домство направило чешской стороне ноту с просьбой офици¬ально подтвердить эту инфор¬мацию, выразив надежду, что, учитывая дружественные отношения двух стран, это обращение не останется без ответа.
В Министерстве иностранных дел категорически отрицают, что «дело Б.Данилишина» имеет политический характер. «Как вообще можно говорить о якобы преследовании за политическую деятельность че¬ловека, который, собственно, никогда ею не занимался?» — прокомментировал ситуацию руководитель департамента информационной политики МИДа Олег Волошин. Правда, в соответствии с законом «О Кабинете Министров Украины» должности членов Правительства относятся к политическим.
Однако в чешском МИДе склоняются к мысли, что уголовное преследование Б.Данилишина может иметь политический подтекст. Так, министр иностранных дел этой страны Карел Шварценберг не уверен, что в данном случае украинская Фемида смогла бы сделать объективные выводы. В то же время он надеется, что отношения между Прагой и Киевом не ухудшатся. «Наши страны, — отметил К.Шварценберг, — традиционно имеют как исторические, так и чисто человеческие связи. Когда-то многим чехам Украина стала второй родиной, и сейчас немало украинцев живет в Чехии». А после такого «вердикта» Праги миграционный поток может увеличиться.
Не исключено, что и другие бывшие должностные ли¬ца, которым грозит привлечение к ответственности, в поисках «территориальной» поддержки последуют примеру Б.Данилишина. Так, место под европейской крышей предлагали бывшему главному милиционеру страны Юрию Луценко (если верить его словам). В Партии регионов уже выразили опасение, что если Чехия будет действовать так и в дальнейшем, то туда уедут все те, кто считает, что против них могут быть возбуждены дела.

Дорога в Чехию

После того как Прага оказала поддержку Б.Данилишину, возник вопрос: чем же в действительности там руководствовались? Впрочем, истинный след намерений теряется среди разнообразия версий. Высказывались предположения, что отказ выдать оппозиционного политика — это результат давления со стороны Европейского Союза или США, поскольку Чехия является нейт¬ральным государством и сама принять такое решение не могла. Однако внешнее влияние (в частности, со стороны европейских и американских партнеров) категорически отрицал бывший посол Чехии в Украине Павел Маша в интервью «Немецкой волне». «Другое дело, что Украина является участником программы восточного партнерства, поэтому страны ЕС полагают, что ее система правосудия должна соответствовать именно брюссельским критериям», — отметил экс-дипломат.
Отечественная справедливость, а точнее ее избирательность, привлекла внимание еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, который, кстати, представляет Чехию в Еврокомиссии. Примечательно, что его очередной визит в Киев фактически совпал по времени с предоставлением Б.Данилишину убежища.
В свою очередь «регионалы» имеют собственную версию того, почему было принято такое решение. Снисходительность Праги они объясняют коррупционными связями предыдущего Правительства. «Если подобное решение было принято и Б.Данилишину предоставили политическое убежище, значит, коррупционная цепочка действий Правительства Юлии Тимошенко распространилась и на Европу. Соответственно, таким решением коррупционеров пытаются защитить от ответственности», — заявил нардеп Вадим Колесниченко.
Возможно, такой «вердикт» стал следствием большой геополитической игры. Вероятно, в Чехию бывший правительственный чиновник попал по коррупционному следу, а может, предоставление убежища не имеет политической подоплеки. Как бы там ни было, но это решение будут трактовать неоднозначно.

Татьяна КУЛАГИНА