Возмещение материального ущерба, причиненного осужденным в учреждениях исполнения наказаний, осуществляется в соответствии с нормами ГК Украины.
К такому выводу пришла Большая палата Верховного Суда в постановлении № 570/1472/19, передает «Закон и Бизнес».
Осужденный обратился в суд с иском к исправительной колонии, в котором просил обязать ответчика вернуть ему вещи, переданные администрации колонии на хранение, и возместить стоимость приставки для цифрового телевидения, которая была повреждена во время обыска в камере.
Суд первой инстанции отказал в открытии производства, считая, что поскольку истец указывал на противоправное бездействие ответчика - субъекта властных полномочий при рассмотрении его обращения о возврате имущества и просил обязать ответчика совершить определенные действия, то эти требования подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства. Апелляционный суд оставил это решение без изменений.
Большая Палата Верховного Суда не согласилась с выводами судов предыдущих инстанций о принадлежности этого спора к административной юрисдикции с учетом следующего.
Действия как должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, так и лиц, отбывающих наказание, урегулированы соответствующими специальными нормативными актами: Уголовно-исполнительным кодексом Украины, Законом Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», Правилами внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний.
Вместе с тем указанные нормативные акты не предусматривают урегулирования ситуации, когда должностные или служебные лица учреждений исполнения наказаний причиняют имущественный вред лицам, отбывающим наказание. Возмещение вреда в таких случаях осуществляется в соответствии с нормами ГК Украины.
Из содержания искового заявления в этом деле не усматривается требования решить публично-правовой спор. Зато заявленные требования являются имущественными, а спор, возникший между сторонами по делу, по убеждению Большой Палаты Верховного Суда, является исключительно частноправовым, учитывая суб`ектний состав спорных правоотношений, предмет спора и нормы материального и процессуального права, их регулируют.
Поэтому решения указанного спора относится к юрисдикции административных судов, поскольку подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.