Закон і Бізнес


Фемида в формате Zoom

С какими трудностями могут столкнуться судьи и стороны при организации удаленного процесса


№14 (1468) 11.04—17.04.2020
Евгений НАУМЕНКО, право.ру
5313

Судопроизводство во всем мире переходит на удаленную работу, часть дел начинают рассматривать через видеоконференцсвязь. Но зачастую возникает ряд этических и технических проблем: от простых неполадок с видео и звуком до того, как соблюсти процессуальные требования.


Как внедряют технологии

Эпидемия коронавируса вынудила правительства многих стран принять карантинные меры, чтобы предотвратить распространение инфекции. В результате многие компании перешли на удаленную работу. Эти меры коснулись и судов, которые тоже пытаются работать через Skype, Zoom и другие платформы. Внедрение видеоконференцсвязи для проведения судебных заседаний в большинстве случаев носит лишь рекомендательный характер, но в некоторых странах эту меру воплощают активнее.

Например, в Британии за активное внедрение современных технологий в судебную систему уже давно выступает профессор, член Общества компьютеров и права Ричард Сасскинд. Теперь же британские юристы под его руководством реализовали интернет-проект, позволяющий юридическому сообществу во всем мире делиться опытом разработки удаленного правосудия в условиях пандемии коронавируса, – так называемый Remote Courts Worldwide («Удаленные суды по всему миру»). RCW стал совместным проектом с участием Общества компьютеров и права, Британской комиссии по предоставлению юридических услуг и Службы судов и трибуналов Её Величества (HMCTS). 

Сама служба (аналог Минюста) выпустила специальное руководство, регламентирующее проведение удалённых заседаний. Оно предусматривает, что решение о том, как проводить заседание по делу, остается за судьями, мировыми судьями или коллегией, которые определят наилучший способ отстаивания интересов правосудия. При рассмотрении вопроса об уместности использования технологий судьи будут принимать во внимание характер рассматриваемых вопросов, потребности участников, а также любые вопросы, касающиеся публичного доступа или участия в слушании.

Для проведения конференций по телефону участники прений будут использовать программу BTMeetMe. Для этого им будут отправлять телефонные номера для конференцсвязи. Участникам не потребуется никакого специального оборудования, кроме телефона и дополнительных средств, вроде наушников, колонок и т. д.

Видеоконференции британские суды будут проводить через программу Skype for Business в HMCTS. Само бизнес-расширение участникам не нужно, но чтобы присоединиться к этим видеоконференциям, им потребуется Skype для собраний. Каждый участник дела получает инструкции и ссылку для перехода на слушание в качестве «гостя».

Кроме того, HMCTS увеличивает ресурсы облачной видеоплатформы. Это должно обеспечить возможность проведения удаленных слушаний для любых залов судебных заседаний, в которых есть необходимое оборудование. Более того, доступ к такому заседанию можно получить через любой ноутбук или видеоустройство. Точки для выхода в доступ есть в судах, тюрьмах и полицейских участках.

Инструкция предписывает, что в день проведения слушания по делу все участники должны находиться в тихом месте, где их нельзя будет подслушать. Они должны быть готовы принять вызов во время заседания. Подключаться к системе помогает сотрудник службы. Он же проводит запись слушаний и обеспечивает ее хранение.

Другой момент, связанный с британской правовой системой, — это клятвы и торжественные заявления. В судах Соединённого Королевства традиционно принято приносить клятву на священном тексте. Инструкция предупреждает, что могут попросить взять своё собственное святое писание или любую другую священную книгу. Впрочем, в ведомстве «успокаивают», что даже без этого ложь перед судом будет преследоваться по закону.

Американская неторопливость

В США видео-конференц-связь внедрили пока только в Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке. Здесь судебная система менее централизованная, поэтому вопросы такого рода находятся в ведении руководства штата.

В Калифорнии из-за коронавируса все суды закрыты, кроме тех случаев, когда приходится разбирать наиболее срочные дела. На этом фоне правительство штата единогласно поддержало временные директивы по введению системы удалённого правосудия в регионе. Суды теперь будут использовать видеоконференции и телефонную связь для удаленных выступлений, судебных отчетов и устного перевода в ходе разбирательства.

В первую очередь использовать удаленное правосудие будут в уголовных делах и делах по вопросам несовершеннолетних. Эта мера касается предъявления обвинений и проведения предварительных слушаний. Судьи должны убедиться, что подозреваемые в совершении уголовных преступлений содержатся под арестом законно, а дети, страдающие от домашнего насилия, избавлены от необходимости находиться рядом с родственником или опекуном, которые проявляют насильственные действия против них.

При этом введение удаленного правосудия в штате не прошло гладко. До начала эпидемии использование видеоконференцсвязи в Калифорнии было запрещено. Общественникам пришлось настоять на том, чтобы председательствующий судья Верховного суда округа Сакраменто разрешил прокурорам предъявлять обвинения и участвовать в слушаниях по видеосвязи. С трудом они добились и разрешения адвокатам говорить со своими клиентами по видео или телефону вместо личного посещения тюрьмы округа.

Активно внедряется система удаленного правосудия и в Техасе. 400 судей штата зарегистрировали свои учетные записи в Zoom. Для них прошел вебинар, на котором судей учили настраивать программу, создавать YouTube-каналы, а также удаленно проводить судебные слушания и транслировать их в прямом эфире в интернете. В вебинаре даже давали советы о том, как одеваться для видеоконференции, как правильно расположить камеру, какой сделать фон для выступления, давали советы по освещению и т. д. За один день в штате умудрились провести 92 судебных заседания через Zoom.

Облегчают внедрение телекоммуникационных технологий и технические традиции. Например, учреждённая в 1995 году юристами и адвокатами компания CourtCall уже давно обеспечивает удалённое участие в судебных прениях. Изначально компания соединяла стороны и суды по телефону. Сейчас ее сотрудники проверяют явку и личность лиц, участвующих в судебных заседаниях, а также контролируют качество связи.

Трудности перехода

В конце марта в Британии прошло первое слушание онлайн: апелляционный суд заслушал первую жалобу, когда все причастные появились удаленно из разных мест. Участвовавший в судебном заседании юрист Эндрю Томпсон сказал, что присутствовал на рассмотрении дела, сидя за своим кухонным столом. Он добавил, что «каждого из участников попросили оценить этот опыт, почти все дали положительные ответы».

Но далеко не все остаются довольными нововведениями. Например, судья Эмили Мискель из Техаса сказала, что считает себя технически подкованной и думала, что легко адаптируется к слушаниям по видео, но, по ее словам, во время видеоконференции были некоторые проблемы. Ей пришлось долго рассказывать адвокатам и участникам о том, как войти в Zoom. Из-за этого слушания начинаются с задержкой.

Э.Мискель сказала, что через Zoom ей удается проводить максимум 4 заседания, хотя вживую она успевала разбирать 13 дел ежедневно. Она говорит, что сейчас у суда нет возможностей рассматривать менее важные дела. Из-за этого многим адвокатам приходится активнее прибегать к инструментам медиации.

При этом, как говорит судья Кайл Картер из Хьюстона, слушания с меньшим количеством участников проходят более гладко, чем большие видеоконференции. Проблемы появляются тогда, когда участник по делу находится в шумной обстановке, так как Zoom реагирует на громкий звук и автоматически переключает камеру на пользователя, от которого исходит шум. Он добавил, что обеспокоен сохранением доступа к правосудию, поскольку не у каждого адвоката или истца есть хороший компьютер и подключение к интернету. А у участников дела с низким доходом может вообще не быть нужной аппаратуры.

В Zoom есть возможность создать два вида видеоконференций: «общедоступную» и «частную». Судья Р. К. Сэндилл выбирал общедоступный вариант, чтобы сохранить открытость судебных разбирательств, но в итоге выяснил, что любое присоединившееся к видеоконференции лицо может «выкрасть» видео. Учитывая, что по закону штата видеозапись судебного заседания запрещена, теперь он намерен проводить только частные видеоконференции.

Р.Сэндилл добавил: поскольку суды могут быть единственными обладателями записи процесса, после трансляции слушания в прямом эфире, он удаляет видео. Он также отметил, что многие судьи перекладывают техническую сторону на сотрудников, так как судье приходится слишком часто отвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей. В частности беспокоиться о том, чтобы отключить или включить звук выступающим или добавить и удалить участников из конференции.

Например, свидетеля не пускают в режим видеоконференции, пока его не вызовут для дачи показаний, поскольку аналогичные требования предъявляются и к слушаниям с физическим присутствием сторон. Судьи убеждают свидетелей не смотреть прямую трансляцию процесса, добавил он.

Кроме того, проблемой стали заседания коллегий присяжных. Лорд главный судья Англии и Уэльса с сожалением отметил, что «некоторые слушания, наиболее очевидными из которых являются суды присяжных, не могут проводиться дистанционно». Судья Деннис Гарсия из Техаса тоже подтвердил, что суды с участием присяжных в его штате полностью приостановлены.

Сейчас же ключевая сложность при использовании видеоконференцсвязи — это готовность самих судов перейти к онлайн-режиму работы и воспринимать позиции сторон, озвученные фактически в видеоформате. Трудности вызывает и техническая сторона вопроса. Например, качество видео- и аудиосвязи.

 

КОМЕНТАР ДЛЯ «ЗіБ»

Андрій ГВОЗДЕЦЬКИЙ, 
радник ADER HABER:

— Теле-, відеоконференції, хмарні платформи вже використовуються у Великій Британії. Там слухання можуть проводитися не лише у формі відеозв’язку, а й навіть у телефонному режимі.

Убачається, що мета судочинства та необхідність його ефективності виправдовують таке новаторство, між забезпеченням здійснення судочинства і формалізмом у виборі платформи перше видається пріоритетним.

Органи судової влади України із цього приводу ще не висловилися. Але 2 квітня з’явилася публічна позиція, яку оприлюднив радник голови Державної судової адміністрації Леонід Богданов. Він посилається на те, що законом  передбачено зміни, які регламентують можливість участі в судовому розгляді за допомогою власних технічних засобів, але не за допомогою будь-яких сторонніх сервісів, платформ чи програмного забезпечення.

Відомо, що розробляєтеся спеціальне програмне забезпечення, яке функціонуватиме як модуль ЄСІТС (яка, до слова, сама запроваджена в тестовому режимі). Ідеться про те, що в Україні судовий розгляд в режимі відеоконференції буде здійснюватися саме через засоби електронного кабінету ЄСІТС, так званого електронного суду.

Це викликає ще більше занепокоєння, оскільки функціонал «електронного суду» доступний лише в пілотних судах. До того ж регламентовані законом зміни щодо можливості дистанційної участі у судовому розгляді передбачені лише на період дії карантину. Тож залишається невідомим, чи стане можливим реальне здійснення судочинства за участю учасників справи, які перебувають віддалено, у подальшому. Хіба якщо дію карантину буде продовжено.