Учитывая введение карантина, значительно увеличилось количество обращений в торгово-промышленные палаты за свидетельствованием форс-мажорных обстоятельств. Большинство таких обращений связано с невозможностью выполнения договорных обязательств.
Как отметил советник ADER HABER Станислав Карпов в комментарии для «ЗиБ», в связи с этим ТПП Украины упростила процедуру подачи заявлений о таких случаях.
По сообщению ТПП Украины, для подтверждения форс-мажорных обстоятельств касательно выполнения договорных обязательств достаточно предоставить следующий минимальный пакет документов:
- заявление по соответствующей форме, подписанное руководителем предприятия;
- копию договора;
- копию приказа (распоряжения) в связи с необходимостью прекращения деятельности на основании соответствующих нормативно-правовых актов;
- уведомление (извещение другой стороны).
Следует обратить внимание, что указанный перечень не содержит упоминания о документе, подтверждающим оплату услуг за удостоверение форс-мажорных обстоятельств. Однако это не значит, что такие услуги стали бесплатными. Бесплатно услуги по-прежнему предоставляются только субъектам малого предпринимательства, а остальным заявителям следует осуществлять оплату по установленному тарифу.
Поэтому юрист посоветовал вместе с указанным минимальным пакетом документов обязательно подавать документ об оплате услуг ТПП Украины. В противном случае, сертификат об удостоверении форс-мажорных обстоятельствах не будет выдан.
Вышеуказанные документы можно подавать в электронном виде на электронную почту ТПП Украины.
Следует обратить внимание, что такой минимальный пакет документов, по сути, рассчитан только на ситуации, когда деятельность заявителя была приостановлена на основании соответствующих нормативно-правовых актов, например постановления Кабинета Министров от 11.03.2020 № 211.
В других случаях придется доказывать наличие форс-мажорных обстоятельств и обосновывать объективную невозможность исполнения договорных обязательств, что, соответственно, потребует предоставления и других подтверждающих документов.
Итак, хотя процедура получения сертификата о форс-мажорные обстоятельства и была упрощена, но — не для всех, заметил С.Карпов.