Закон і Бізнес


Верховная Рада vs Covid-19: льготы для бизнеса во время карантина


24.03.2020 12:19
17812

Из-за пандемии коронавируса в Украине введены жесткие ограничения на передвижение, а также приостановления работы заведений торговли, питания и других учреждений. Поэтому Верховная Рада приняла законопроекты, предоставляющие ряд льгот для бизнеса на период карантина.


Постановлением № 211 Кабинет Министров Украины, начиная с 12 марта 2020 ввел карантиные меры с целью противодействия распространения заболевания, в том числе, приостановление деятельности или ограничения деятельности некоторых субъектов хозяйствования.

Наблюдая за лихорадкой мировых финансовых рынков на примере резкого падения показателя промышленного индекса Доу-Джонса (резко просели и азиатские рынки: упал индекс Nikkei, гонконгский Hang Seng и австралийский ASX 200), отслеживая цену торгов нефтью, которая обвалилась на 30%, что является самым большим падением начиная с развала Советского Союза, и по другим мировым и внутренним экономическим показателям, не нужно быть экономическим экспертом чтобы понять: экономические последствия карантина не предвещают ничего хорошего не миру, не  Украине. Мир находится в самом начале "экономического пике".

Поэтому, 17 марта украинские законодатели безотлагательно приняли ряд законопроектов направленных как на предупреждение возникновению и распространению коронавирусной болезни (COVID-19), так и на предотвращение будущих последствий тех же решений.

Именно принятие Верховной Радой Украины проекта Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)" вызвано острой необходимостью со стороны государства в поддержке налогоплательщиков на период карантинных мероприятий.

Принятие законопроекта

По оперативности его принятия, то стоит отметить, что 16 марта 2020 инициаторы законопроекта передали его в Верховную Раду Украины и в этот же день Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики на своем заседании рассмотрел вышеупомянутый проект и рекомендовал принять за основу и в целом законопроект проект с регистрационным № 3220.

Уже в 09:13 17 марта 2020 необходимым количеством голосов, а именно 359 народных избранников, проголосовали за принятие в целом проекта Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) ".

В тот же день законопроект был подписан Председателем Верховной Рады Украины и передан на подпись Президенту Украины, которой уже 18 марта 2020 его вернул в Верховную Раду со своей подписью. В тот же день законопроект официально опубликован и Закон вступил в силу.

Задекларированной целью Закона № 533-IX является введение налоговых и неналоговых льгот, связанных со сроком уплаты налогов, начислением заработной платы за дни вынужденного простоя, сроками подачи налоговых деклараций, сроками проведения проверок, начислением штрафных санкций и пени, и тому подобное.

Как отмечается авторами Закона в объяснительной записке к законопроекту № 3220, распространение заболевания, в первую очередь приведет к снижению экономической активности в стране и мире и как следствие остановки работы некоторых субъектов хозяйствования, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы , в связи с обстоятельствами неотвратимой силы.

Главные изменения

Основные изменения Закон № 533-IX вносит в Налоговый кодекс Украины. В частности, эти изменения касаются:

- отмены штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года;

- установления моратория на проведение документальных и фактических проверок с 18 марта по 18 мая 2020 года;

- переноса конечного срока представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах на 1 июля 2020 года;

- отмены начисления и уплаты в период с 1 марта по 30 апреля 2020 платы за землю используемых в хозяйственной деятельности и налога на объекты нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц.

Также вносятся изменения в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании", Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" и других законов Украины по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг ", Закона Украины" О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг ".

Поэтому давайте попробуем разобраться, действительно ли заначений выше Закон направлен на защиту как малого так и большого бизнеса от негативных последствий, в связи с введением карантина и другими мерами борьбы с Коронавирусная болезнью (COVID-19).

Сроки введения льгот

Первое, на что стоит обратить внимание, это сроки введения льгот для бизнеса. В большинстве случаев депутаты отмечали конец апреля 2020 года, поэтому надеяться, что карантин в стране закончится 3 апреля 2020, как это установлено Правительством в Постановлении № 211, не стоит. По моему мнению, даже прогноз законодателей оптимистичным.

Что касается самих налоговых льгот, то нужно отдать должное законодателю: охвачено много важных и необходимых для бизнеса направлений, путем внесения изменений в Налоговый кодекс.

I. Отмена штрафных санкций

Во-первых, отменены штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года. В течение указанного периода налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

Исключением стали только нарушения требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договоров страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности:

- страхование дополнительной пенсии; отчуждение без согласия контролирующего органа имущества, находящегося в налоговом залоге;

- нарушение правил учета, производства и оборота топлива или спирта этилового;

- нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и рентной платы.

II. Отмена платы за землю и налога на недвижимость

Во-вторых, предвидя стагнацию в сфере девелопмента, иной деятельности в сфере недвижимости и возможных перебоев в аграрном секторе экономики, законодатель отменил в период с 1 марта по 30 апреля 2020 для владельцев и пользователей земельных участков начисления и уплаты за землю, а именно земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Обязательным условием является использование указанных земельных участков в хозяйственной деятельности.

Кроме того, законодатели не забыли и об объектах нежилой недвижимости: они также с 1 марта по 30 апреля 2020 не является объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество.

Налогоплательщики, кроме физических лиц, уже подали налоговую декларацию, вправе подать уточняющую декларацию и отразить в ней изменения налогового обязательства. Физическим лицам перерасчет осуществляется контролирующим органом.

III. Мораторий на проведение документальных и фактических проверок

В-третьих, Закон устанавливает мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года. Это не касается проверок законности декларирования заявленного на возмещение из бюджета НДС и/или его отрицательного значения, которое составляет более ста тысяч гривен.

При этом, законодатель обязал Государственную налоговую службу Украины обновить план-график проведения плановых документальных проверок, которые должны начаться в период с 18 марта по 31 мая 2020 года и ни были начаты, и обнародует его на официальном веб-сайте, до 30 марта 2020 года.

А уже начатые до 18 марта 2020 года и незавершенные документальные и фактические проверки временно останавливаются на период до 31 мая 2020 года. Остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом.

IV. Перенесен конечный срок подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах

Продлены до 1 июля 2020 сроки для подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2019 год, и перенесен конечный срок для уплаты такого налогового обязательства на 1 октября 2020 года.

Важно, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Налогового Кодекса.

V. Отмена уплаты ЕСВ

Об изменениях в другие законы, то важно отметить, что временно освобождаются от уплаты ЕСВ все физические лица-предприниматели и самозанятые лица в части сумм, подлежащих уплате этими лицами за себя в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года. К ним временно:

не применяются соответствующие штрафные санкции и пеня;
устанавливается мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период с 18 марта по 18 мая 2020 года.

VI. Изменения пенсионного законодательства

По пенсионному законодательству, то также устанавливается, что лица, не платили страховые взносы за периоды с 1 марта по 30 апреля 2020 года, считаются оплатившими страховые суммы в размере минимального страхового взноса.

VII. Изменение сроков ввода РРО

Дополнительно на три месяца откладывается обязательное введение регистраторов расчетных операций (РРО) для всех категорий субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения.

VIII. Просрочка выплаты кредитов

Что касается потребительского кредитования, то законодатель также решил освободить потребителей от ответственности (штраф, пеню) перед кредитодателем за просрочку в период с 01 марта по 30 апреля 2020 выполнения обязательств по договору о потребительском кредите.

IX. Мораторий на проведение проверок в сфере хозяйственной деятельности


К 31 мая 2020 также введен мораторий на проведение органами государственного надзора и контроля плановых мероприятий по осуществлению проверок в сфере хозяйственной деятельности. Это не касается деятельности субъектов хозяйствования, которые отнесены к субъектам с высокой степенью риска в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен и в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Выводы

Как мы видим, законодатель, осознавая остроту проблемы коронавирусной инфекции (COVID-19) и необходимость обеспечения системного подхода к ее решению, попытался охватить все сферы хозяйственной деятельности, прислушиваясь к разным субъектам. Например, учтено подавляющее большинство предложений по поддержке бизнеса во время карантина Торгово-промышленной палаты Украины, которая действительно знает об обстоятельствах непреодолимой силы.

Так, учтены предложения по освобождены от уплаты ЕСВ на период с 1 марта по 30 апреля, о введении временного моратория на новые документальные и фактические налоговые проверки, о запрете проводить плановые проверки другими органами государственного надзора, а сам карантин внесен в перечень форс-мажорных обстоятельств, что создает юридическую основу для выдачи сертификатов о возникновении обстоятельств непреодолимой силы.

К сожалению, законодатель не учел предложения ТПП Украины по сокращению сроков рассмотрения заявок на возмещение НДС экспортерам, что является чрезвычайно важным для украинских производителей, но есть надежды на этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Также в законопроекте № 3220 и сопроводительных к проекту документах отсутствует должное обоснование различных сроков действия соответствующих норм, относящихся к одной и той же события - распространение коронавирусной болезни (COVID-19).

В то же время, предложение не взимать плату за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) и налог на недвижимое имущество приведет к уменьшению поступлений именно местных бюджетов, поэтому, возможно, было бы целесообразно предусмотреть предоставление дополнительной дотации из государственного бюджета местным бюджетам на компенсацию соответствующих потерь доходов местных бюджетов.

Не стоит забывать, что включение периодов неуплаты страховых взносов в страховой стаж приведет к нарушению принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования равноправия застрахованных лиц на получение пенсии и уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Дополнительно, законодателю следует обратить внимание, что предоставление социальных услуг и выплата материального обеспечения застрахованным лицам при наступлении страхового случая непосредственно зависит от уплаты ЕСВ, поэтому для обеспечения бесперебойного и надлежащего функционирования системы необходимо определить другой источник финансирования и обеспечить его уплату.

Закон і Бізнес