Закон і Бізнес


Здравствуй, оружие!

Олигархам хотят дать шанс обзавестись собственными армиями


№6 (1460) 15.02—21.02.2020
Мария РОМАНОВА, Юлия КОРЗУН, Страна.ua
6642

В Украине предлагают легализовать частные военные компании. Работать они смогут только за рубежом, но хранить оружие и тренироваться — на территории нашей страны. Как и зачем хотят легализовать частные армии?


Зачем нам ЧВК?

Законопроект называется «О военно-консалтинговой деятельности» (№3005). В пояснительной записке его автор — народный депутат из фракции «Слуга народа» Ольга Василевская-Смаглюк — указывает, что за годы конфликта на Донбассе в Украине появились высококвалифицированные специалисты военной сферы. И им нужно дать возможность зарабатывать на своей специальности (очевидно, что в украинской армии много не заработаешь, если это не связано с мародерством или коррупцией).

О.Смаглюк приводит пример Ирака, где военным консультантам платят от $100 до 1000 в день. И называет страны, где ЧВК существуют на законных основаниях: США, Китай, Британия, Германия, Швейцария, ЮАР (отметим, что разрабатывают подобный закон и в РФ).

Далее нардеп сообщает интересную информацию: хотя в Украине наемничество и запрещено, но ЧВК на территории нашей страны, оказывается, действуют. А украинцы воюют за рубежом, но нелегально.

По ее словам разрабатывать законопроект помогали бойцы добробатов и ветераны АТО. Документ разрешает работу ЧВК только за пределами страны, «что исключает возможность образования частных армий внутри государства».

Как говорится в пояснительной записке, документ лицензирует хранение и оборот оружия для «военных консультантов». Законом регулируется «оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, устройств и патронов к ним».

Далее в пояснительной записке расшифровывается: хотя ЧВК и запретят работать внутри Украины, но им позволят ввоз и вывоз оружия «в рамках внешнеэкономической деятельности». То есть попросту наемникам разрешат частную торговлю оружием.

Воевать нельзя. Можно охранять

По букве проекта, военный консалтинг — это услуги военного или охранного характера, которые предоставляются за пределами Украины. Хоть физлицам, хоть напрямую другим государствам. Правда, оговаривается, что ЧВК не должны участвовать в свержении законной власти и посягать на территориальную целостность стран, с которыми сотрудничают.

Для регулирования военно-консалтинговой деятельности предлагается создать специальную нацкомиссию, подотчетную Кабмину.

Статья 7 проекта перечисляет виды деятельности, которая будет разрешена консультантам из Украины. Это обучение иностранных войск и спецслужб, обслуживание и ремонт техники, услуги по военному строительству, разминирование, миротворчество. А также разные виды охраны – объектов и персон. То есть речи о том, чтобы собственно воевать – вести наступательные или оборонительные операции за границей – не идет.

Запрет на захват территорий других государств прямо прописан в проекте. Также запрещено оказывать военные услуги России, ее юридическим и физическим лицам. Даже если они контролируют через цепочку фирм иностранную компанию из других государств.

Договоры о военном консалтинге каждая ЧВК будет заверять в новой нацкомиссии. Она же будет выдавать лицензии на эту деятельность.

Брать на работу можно уголовников

В Украине наемникам будет разрешено иметь базы и полигоны, проводить тренировки, включая работу с огнестрельным оружием. То есть будет позволено и его хранение.

Планируется вроде бы строгий отбор для тех, кто захочет получить лицензию на военный консалтинг и работать в нем. Речь об основателях и участниках военной компании. К ее созданию не допустят ранее судимых – даже тех, с кого судимость сняли (исключение – реабилитированные). Также не допустят к ЧВК тех, кто был фигурантом уголовных дел (кроме тех, кто был по ним официально оправдан).

Нельзя будет создавать ЧВК тем, кто работает в силовых структурах или был уволен оттуда за дисциплинарные проступки или другие нарушения.

А вот рядовой персонал ЧВК эти ограничения затрагивают далеко не полностью. То есть туда, в теории, можно брать кого угодно. И массово трудоустраивать тех же бойцов добробатов, у многих из которых – уголовное прошлое и незакрытые криминальные дела.

Уголовников можно брать на специальности, связанные с военным обучением, и даже доверять им роль миротворцев-посредников. А также — административно-управленческие функции.

Единственное требвание к такому персоналу – это проверка на допуск от СБУ. Что для многих ветеранов радикального толка, которые и так находятся под контролем «конторы», не должно стать проблемой.

Госфинансирование — «патриотам»

Сотрудникам частных военных компаний будет запрещено использовать символику действующих силовых органов и подразделений. Также придется обойтись без слова «Украина» и государственных символов.

Устанавливается также финансовый порог вхождения в этот бизнес. В первый год работы ЧВК обязана довести уставной капитал до 1250 минимальных зарплат – на нынешние деньги это почти 6 млн грн.

Интересно, что в проекте есть опция, когда ЧВК может финансироваться из бюджета. Такая возможность предусмотрена, если военные консультанты ведут патриотическое воспитание молодежи.

Учитывая, что уже сегодня «ветераны войны с Россией» в лице С14 и других праворадикальных структур получают миллионые вливания из Минветеранов, то предложение О.Смаглюк возводит эту схему в приоритет уже на уровне закона.

ЧВК, получившие лицензию, смогут хранить в Украине оружие и другую военную продукцию, завозить и вывозить ее из страны. А также покупать оружие за рубежом. Позволяется даже производство военных товаров и открытие мастерских по ремонту.

Правда, все ввозы-вывозы товаров военного назначения военно-консалтинговая компания должна будет проводить через нацкомиссию. Она также сможет контролировать места хранения военной продукции и будет заносить их в единый госреестр.

Под крышей закона

Какие же выводы можно сделать из текста проекта? Документ явно писался под бойцов добробатов и бывших военных. Он позволяет им уйти в ЧВК, даже если они имели проблемы с законом. Это значит, что добробатовцы, многие из которых сегодня сбиты в группы праворадикального толка, получат крышу уже не общественных организаций, а, по сути, частных армий.

Причем ссылки на то, что ЧВК в Украине работать не имеют права, успокаивают мало: вопрос – кто это будет контролировать. Вряд ли Нацкомиссия по военным консультантам будет иметь полномочия военной полиции (в тексте проекта за ней закреплены сугубо административные функции). А обычная полиция боится даже нынешних радикалов, которые вообще никак не легализованы. И уж тем более с полицией или прокуратурой смогут решить вопрос олигархи, которые в состоянии позволить себе открыть ЧВК.

Ведь, судя по оговоренным суммам, это дело недешевое. 6 млн грн. нужно положить только в уставной фонд – но это не самая большая статья расходов. Куда дороже – купить оружие, амуницию, открыть базы, склады и полигоны. Да и лицензия наверняка будет недешевой.

Кроме того, проект легализует оружие, которое сейчас незаконно хранится у добробатовцев. Уже наличие этих возможностей открывает широкое поле для создания военизированных формирований любыми заинтересованными в этом лицами с деньгами.

Разумеется, ЧВК успешно действуют и платят налоги в развитых странах. Однако это государства с сильной властью, которая владеет монополией на насилие. В Украине же может произойти лишь усиление экстремисткой деятельности радикалов, которые получат доступ к тренировочным базам, оружию и специальному обучению.

Впрочем, сама автор проекта подобных угроз в нем не видит.

«У нас в Украине давно есть компании, которые поставляют на экспорт военные услуги. Есть люди, которые воюют, они хорошо обучены, знают принципы самообороны. Они ездят за границу – как правило, это страны Африки, там, где есть алмазные прииски, и охраняют их. Этот бизнес уже давно легализован во всех цивилизованных странах. Принятие этого закона позволит завести в Украину валютную выручку и профинансировать людей, которые тут не могут найти себя», – объяснила О.Василевская-Смаглюк «Стране» суть проекта.

Она еще раз уточнила, что эти частные военные компании не смогут действовать на территории Украины.