Закон і Бізнес


Бумеранг кнопкодавства


№5 (1459) 08.02—14.02.2020
РОМАН ЧИМНЫЙ
3677

В Верховной Раде доныне не осознали, что за неличное голосование народных избранников ожидает не только штраф, но и лишение мандатов. Ведь это предусмотрено в Конституции.


Как известно, 16.01.2020 вступил в силу закон, которым Уголовный кодекс дополнен ст.364-2 о наказании за «кнопкодавство». За такие действия предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 необлагаемых минимумов. Однако, даже эти суммы ничто по сравнению с последствиями, которые должны наступать для народного депутата, о которых, похоже, не знает и Председатель ВР Дмитрий Разумков.

В эфире одного из телеканалов он жаловался, что Конституционный Суд не поддержал инициативу Президента о дополнительных оснований для лишения мандата, включая неличным голосованием. Действительно, по проекту о внесении изменений в Конституцию (№1027) в КС были определенные замечания, поскольку лишать мандата предполагалось на основании установления самого факта неличного голосования или даже предоставление такой возможности.

Как заметил Суд, автоматическая потеря мандата (без решения Рады) без учета природы непосредственного участия нардепа и обстоятельства смягчающего характера «не будет отвечать требованию соразмерности». Можно, конечно, только гадать, какие картинки «природы личного участия» рисовали себе судьи КС, когда голосовали за это заключение. Наверное, когда в парламентария, не дай Бог, произойдет какой-то приступ и он хаотично начнет хвататься за все, что рядом, и случайно нажал чужую кнопку, или, может, чихнуть и пытаться протереть рабочее место коллеги, чтобы тот не подхватил вирус...

Однако вывод не перечеркивает (и не может этого сделать) наличия в Конституции такого основания досрочного прекращения полномочий народного депутата, как «вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него» (п.2 ч.2 ст.81 Конституции). То есть даже без учета того, будет ли он этим приговором освобожден от отбывания наказания по смягчающим обстоятельствам.

То есть, как и в случае осуждения за любое другое уголовное преступление, если нардеп будет признан виновным по ст.364-2 УК, никакого другого основания для лишения его мандата не найти. Конституция также предусматривает, что для прекращения полномочий не нужно и голосование парламента — депутат потеряет свой мандат со дня вступления в законную силу такого решения суда (ч.5 ст.81).

Так, самого факта кнопкодавства будет недостаточно для приговора, ведь суду придется установить умысел в этих действиях, что, между прочим, вполне укладывается в канву оговорок КС. Но парламентарий с судимостью точно не останется работать в парламенте. А признать неконституционной норму Основного Закона даже Суду не под силу.