Закон і Бізнес


О презумпции невиновности


№49 (1451) 14.12—20.12.2019
5627

Сам по себе факт распространения информации о начале расследования уголовного преступления в отношении определенного лица еще не нарушает презумпции невиновности. Ведь не утверждается о его вине.


Так отреагировал Кассационный гражданский суд на предыдущие решения по делу №757/34493/15-ц о защите чести, достоинства и деловой репутации гражданин. Ведь две первые инстанции признали недостоверной информацию, размещенную на сайте Генеральной прокуратуры, которая содержала фразу «Начата процедура заочного осуждения» относительно истца.

По мнению коллегии судей КГС, последний должным образом не обосновал, как указания термина «процедура заочного осуждения» нарушило его права, честь, достоинство и деловую репутацию, поскольку «это является составной частью общего процесса досудебного расследования».

Возможно, сказалось отсутствие опыта, приобретенного в другой юрисдикции, поскольку в Уголовном процессуальном кодексе слова «осуждения», «осужденный» употребляются исключительно в отношении лиц, в отношении которых обвинительный приговор. Кроме того, среди этапов специального досудебного расследования «процедура заочного осуждения» не упоминается.

Однако в КГС решили не вдаваться в лингвистические разведки. Хотя в постановлении от 20.11.2019 судьи сослались на то, что принцип презумпции невиновности запрещает формирование преждевременной позиции, в которой бы отражалась информация о том, что лицо является виноватым еще до того, как его вина была доказана в соответствии с законом. Получается, что утверждение ГПУ о том, что расследование завершится именно заочным осуждением, а не оправданием, не затрагивает презумпции невиновности лица.