Закон і Бізнес


Примат полномочий


№48 (1450) 07.12—13.12.2019
РОМАН ЧИМНЫЙ
6466

Чтобы защитить свое постановление об увольнении Председателя Конституционного Суда, тем, кто принял, пришлось пойти на беспрецедентный шаг. Теперь любые акты КС — вне юрисдикции судов.


Для оправдания своих действий в решении от 2.12.2019 №11-р/2019 сделано опасный вывод, что все акты КС по вопросам, отнесенным Конституцией к его полномочиям, не подлежат обжалованию. Одним из обоснований такому выводу названо то, что ни один другой орган публичной власти не имеет полномочий увольнять или лишать судей КС неприкосновенности, а также назначать Председателя Суда.

С одной стороны, это означает, что 2/3 состава КС теперь могут уволить любого своего коллегу, не соблюдая собственного Регламента и не заботясь обоснованием наличии оснований, предусмотренных в Конституции. Хотя именно обоснованность определена одним из принципов деятельности КС. Но похоже, что этот аспект только сам КС и может проверить.

Вместе с тем этой же «правовой позиции» может пользоваться любой другой орган власти, чьи полномочия прописаны в Основном Законе, не беспокоясь о соблюдении процедурных требований. Например, Высший совет правосудия в части увольнения судьи от должности. По логике КС, такие решения также не могут пересматриваться в судебном порядке, поскольку ни один другой орган публичной власти не имеет конституционных полномочий увольнять судей.

Тот факт, что по Конституции юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор, в КС даже не вспомнили. Как обошли объяснением собственный вывод от 20.01.2016 №1-в/2016, не содержал оговорок относительно возможного сужения права на обжалование своих актов, не связанных с конституционным производством, вследствие появления новой ст.151-2 Конституции. Ведь до 2016 года таких исключений для КС Основной Закон не содержал. То есть, принимая вывод №1-в/2016 судьи КС могли нарушить присягу, позволив парламенту определить свою абсолютную непогрешимость. Чем они теперь и воспользовались.

Теперь будет интересно узнать, что по этому поводу думают в Страсбурге. Речь идет об отсутствии эффективного механизма защиты от нарушений со стороны государственного органа. И хотя к тому времени, как будет вынесено такое решение, полномочия большинства нынешнего состава КС уже завершатся, по крайней мере двери на пути к диктатуре конституционных органов могут быть закрыты.