Закон і Бізнес


Секретарь ВККС Анатолий Марцинкевич:

«Даже диплом юриста с отличием не является залогом успешной судейской карьеры»


А.Марцинкевич: Оценивая такие два элемента, как оперативность доступа лица к должности судьи и обстоятельность подготовки будущего судьи, однозначно следует отдавать предпочтение второму компоненту

№4 (1094) 26.01—01.02.2013
МАРИНА ЗАКАБЛУК
56026

Многие юристы хотят надеть судейские мантии, однако не всем удается пройти «отборочные туры», предусмотренные в законе «О судоустройстве и статусе судей». Говорят, до вступления в силу этого документа стать судьей было не так сложно. О том, какие стадии отбора кандидаты должны пройти сегодня, чтобы занять судейскую должность, в интервью «ЗиБ» рассказал секретарь Высшей квалификационной комиссии судей Анатолий МАРЦИНКЕВИЧ.


«Требовать от кандидата предоставления документов, не предусмотренных законом, запрещается»

— Перед тем как объявить проведение отбора кандидатов на должность судьи, соответствующее структурное подразделение секретариата ВККС готовит информацию о прогнозируемом количестве вакансий. Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как обычно проводится их подсчет.

— Прогнозируемое количество вакантных должностей судей — величина, которая является результатом проведенного статистического анализа и перспективного планирования. Ежегодно ВККС дает рекомендации о переводе судей, выразивших желание работать в другом суде, происходит замещение равнозначных должностей в судах одного уровня или же судах высшей инстанции. То есть часть должностей освобождается. В соответствии со ст.102 закона «О судоустройстве и статусе судей» судья освобождается от должности по возрасту со следующего дня после достижения им 65 лет. Комиссия не позднее чем через месяц до дня достижения судьей такого возраста обязана сообщить Высшему совету юстиции о наличии основания для увольнения. Таким образом, ВККС имеет информацию о количестве судей, освобожденных от должностей в период, на который осуществляется прогнозирование. Приведенные факторы — лишь часть компонентов, учитываемых во время определения прогнозируемого количества свободных должностей.

— Какие документы должны предо­ставить кандидаты, которые хотят принять участие в отборе?

— В соответствии с ч.1 ст.67 закона «О судоустройстве и статусе судей» кан­дидаты подают:

1) письменное заявление об участии в отборе кандидатов на должность судьи;

2) копию паспорта гражданина Украины;

3) анкету кандидата на должность судьи, содержащую информацию о нем;

4) копии дипломов об образовании, ученой степени или ученом звании;

5) выписку из трудовой книжки о стаже работы в области права;

6) медицинскую справку (форма №133-о);

7) письменное согласие на сбор, хранение и использование информации о кандидате с целью оценки его готовности к работе в должности судьи и проведение в отношении него специальной проверки;

8) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, которые установлены законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»;

9) копию военного билета (для военнослужащих или военнообязанных);

10) справку о допуске к государственной тайне (если он есть).

Требовать от кандидата предоставления документов, не предусмотренных законом, запрещается.

— Комиссия уже провела два отбора, начала третий. Какие ошибки чаще всего допускали кандидаты при подаче документов? С предоставлением каких документов у них возникали трудности?

— Скажу откровенно: очень часто кандидаты на должность судьи просто невнимательно знакомятся с информацией, которая для их же удобства размещена на веб-портале комиссии. Были случаи, когда заявления, поданные в ВККС, не отвечали утвержденным формам; некоторые кандидаты неправильно исчисляли стаж работы в области права, подавали копии трудовых книжек, заверенные не в соответствии с требованиями государственного стандарта. 17 мая 2012 г. в закон «О судоустройстве и статусе судей» были внесены изменения: в перечень документов, которые подаются лицами для участия в отборе, включена копия военного билета. Как оказалось, многие претенденты должным образом его не оформили и пользуются разнообразными справками временного или постоянного характера. Последние и подавали в комиссию. Однако требование закона четкое — должна быть копия военного билета.

— Кандидат должен подать документы в ВККС лично или послать их по почте?

— Документы для участия в отборе, оформленные в соответствии с требованиями, утвержденными решением ВККС от 5.11.2012, подаются кандидатами лично или посылаются средствами почтовой связи в двух экземплярах согласно правилам, предусмотренным Положением о порядке рассмотрения вопросов и подготовки материалов относительно проведения отбора кандидатов на должность судьи впервые, которое утверждено решением ВККС от 18.10.2012.

«Трудности возникают из-за большого количества лиц, желающих участвовать в отборе»

— К каким мерам прибегла комиссия, чтобы избежать имевших место во время второго отбора очередей при подаче документов? Не возникало ли проблем с предварительной электрон­ной регистрацией кандидатов для определения даты и времени подачи документов?

— Во время проведения третьего отбора кандидатов в судьи ВККС ввела в практику предварительную электронную регистрацию. Это позволило почти полностью избавиться от очередей кандидатов во время проведения приема и обеспечить всем желающим возможность подать документы для участия в отборе. Комиссия достаточно демократически подходила к решению вопроса о назначении даты и времени приема документов. Так, многие лица, которые зарегистрировались и получили информацию о дате подачи документов, не смогли своевременно приобрести билеты и приехать в Киев, особенно в первые дни. Таким лицам дата была изменена на другую.

В целом система предварительной электронной регистрации положительно зарекомендовала себя и будет использоваться комиссией и в дальнейшем.

— Сколько времени нужно, чтобы обработать документы всех претендентов? Какая информация собирается о кандидатах, какие данные проверяются, куда направляются запросы?

— ВККС в течение всего времени отбора, а также на протяжении срока пребывания кандидата в резерве на замещение вакантных должностей судей согласно ч.2 ст.91 закона имеет право затребовать и получить необходимую информацию о кандидатах. Определить конкретную длительность проверки одного лица практически невозможно. Поскольку претендент может быть включен в резерв на замещение вакантных должностей судей и находиться там 3 года и в течение этого периода в любое время участвовать в конкурсе, задача комиссии — выяснить, не привлекалось ли динное лицо в первую очередь к уголовной ответственности, не меняло ли оно гражданство. То есть это проверка на соответствие требованиям, предъявляемым законом «О судоустройстве и статусе судей» и Конституцией к кандидату на должность судьи.

— Возникают ли у комиссии трудности с проведением специальной проверки кандидатов? Какие именно?

— Несмотря на то что ВККС начала деятельность не так давно, нам удалось должным образом организовать предусмотренную законом процедуру отбора кандидатов в судьи, в частности и специальную проверку претендентов. Что касается трудностей, то отмечу: они возникают из-за большого количества лиц, желающих участвовать в отборе. А согласно требованиям закона ВККС должна проверить каждого человека. Это чрезвычайно большой объем работы — запросы, обращения в соответствующие учреждения и органы, обработка и систематизация полученной информации. В соответствии с требованиями закона запрос комиссии относительно проведения специальной проверки должен быть рассмотрен в 10-дневной срок. Однако не всегда на такие запросы соответствующие органы реагируют вовремя.

— Каких кандидатов комиссия может не допустить к участию в отборе?

— К отбору в первую очередь не допускаются лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Это могут быть:

• претенденты, не достигшие 25-летнего возраста;

• те, кто не имеет достаточного стажа работы в области права;

• граждане, имеющие судимость.

Также одним из оснований отказа ВККС в допуске к участию в отборе является подача кандидатами не всех документов, предусмотренных законом.

«Одним из основных постулатов специальной подготовки является правило: судей должны учить судьи»

— По какому алгоритму проходит следующий этап отбора — анонимное тестирование?

— Цель проведения тестирования — объективно оценить уровень общих теоретических знаний кандидатов в области права, полученных ими во время учебы в юридических вузах. Тестирование заключается в выполнении кандидатом задания, которое состоит из 100 вопросов, охватывающих 13 дисциплин. С целью под­готовки претендентов к такой процедуре комиссия разработала таксономическую характеристику анонимного тестирования, а также программу тестирования, которые размещены на ее официальном веб-портале и позволяют кандидатам подготовиться.

Чтобы обеспечить равные условия, комиссия настаивает на том, что все кандидаты в судьи должны проходить тестирование одновременно. Так, 20 декабря прошлого года в помещении Международного выставочного центра в Киеве было проведено тестирование, в котором приняли участие немногим более 2 тыс. лиц. В тот же день ВККС в присутствии кандидатов, выразивших желание наблюдать за процессом, провела сканирование бланков ответов всех претендентов и разместила информацию о количестве баллов, набранных каждым участником тестирования.

— Во время проведения третьего отбора кандидаты впервые будут проходить специальную подготовку. Расскажите детальнее об этом этапе. Как определяются университеты, которые будут проводить спецподготовку? Как решается, сколько судей будут учиться заочно, а сколько — на дневной форме? Чем отличается спецподготовка от учебы в университете для получения высшего образования? В каких судах кандидаты будут проходить практику?

— Юридические высшие учебные заведения, которые будут осуществлять специальную подготовку, определены решением ВККС от 9.10.2012. Ими стали известные, я бы сказал, классические и самые престижные в Украине юридические школы: Киевский национальный университет им. Т.Шевченко, Львовский национальный университет им. И.Франко, Национальный университет «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого», Национальный университет «Одесская юридическая академия». ВККС тесно сотрудничает с этими заведениями, мы знаем научный потенциал преподавательского состава вузов, их материально-техническую базу и т.п.

В соответствии с требованиями ст.91 закона «О судоустройстве и статусе судей» комиссия определила объем государственного заказа на подготовку кандидатов: 150 лиц — на дневную форму обучения и 500 — на заочную. Такие числа предопределены прогнозируемым количеством вакантных должностей, а также спецификой процесса дневной и заочной форм обучения.

Что касается отличия процесса специальной подготовки кандидатов от обучения в университете, то хотелось бы сказать следующее. Основной идеей является специальная подготовка кандидатов к исполнению обязанностей судьи. Не секрет, что даже диплом юриста с отличием не является залогом успешной судейской карьеры. Существует множество тонкостей процедурного характера, на которые не обращает внимания ни один курс дисциплин, преподаваемых на юридических факультетах вузов. Такие вещи называют судейскими навыками, профессиональными умениями. Их наши судьи до сих пор приобретали в первые дни и месяцы работы в должности судьи. Задача же специальной подготовки — научить кандидата таким навыкам еще до занимания должности судьи. Именно поэтому одним из основных постулатов специальной подготовки является правило: судей должны учить судьи. Конечно, процесс специальной подготовки не может исключать участие ведущих научных работников, но и они свои занятия будут направлять в практическое русло.

Во время распределения для прохождения специальной подготовки ВККС постаралась учесть пожелания кандида­тов, успешно прошедших анонимное тестирование (в частности, тер­рито­ри­альный фактор). Так, более поло­вины кандидатов выразили желание проходить специальную подготовку на дневной форме обучения. Поскольку объем государственного заказа — 150 лиц, комиссия равномерно распределила слушателей дневной формы между четырьмя учебными заведениями. При этом на обучение были зачислены претенденты, которые по результатам письменного анонимного тестирования получили 62—80 баллов.

Сегодня осуществляется распределение кандидатов по базам стажировки (это будут суды общей, хозяйственной и административной юрисдикции), а также между судьями-наставниками.

— По каким критериям будет определяться, успешно ли претенденты на мантии прошли специальную подготовку? Что будет с теми кандидатами, которые ее не пройдут?

— В соответствии с положениями закона «О судоустройстве и статусе судей» кандидаты, которые успешно прошли специальную подготовку, допускаются к сдаче квалификационного экзамена перед ВККС. Успеваемость претендентов в течение периода специальной подготовки будет определяться путем проведения контрольных мероприятий, которые покажут уровень знаний после прохождения очередного модуля программы специальной подготовки.

Процесс специальной подготовки кандидатов не будет иметь формального характера, и, конечно же, тех лиц, которые не справятся с заданиями, не будут посещать занятия, могут отчислить. Но на их подготовку уже будут потрачены государственные средства. Законодатель предусмотрел: в случае нарушения кандидатом порядка прохождения специальной подготовки, что привело к его отчислению, или в случае прекращения ее прохождения по собственной инициативе кандидат должен возместить средства, потраченные на его подготовку.

«Умение претендента быстро оценить ситуацию можно установить лишь путем непосредственного общения с ним»

— Как проводится следующий этап отбора — квалификационный экзамен?

— В соответствии с положениями ст.70 закона «О судоустройстве и статусе судей» квалификационный экзамен является аттестацией кандидата, который успешно прошел специальную подготовку. Квалификационный экзамен проводится путем анонимного тестирования и выполнения практического задания. Основ­ной задачей на этой стадии отбора является определение уровня профессиональной подготовки, установление готовности претендента осуществлять правосудие, а также его личных и моральных качеств.

Поэтому во время проведения квалификационного экзамена ВККС делает акцент на необходимости выявления прикладных знаний и навыков кандидатов. В частности, отвечая на тестовые вопросы на стадии квалифэкзамена, претендентам следует оценить и проанализировать поставленную в вопросе проблему, знать не только основы законодательства, но и судебную практику.

Во время выполнения практического задания на стадии квалификационного экзамена каждый кандидат получает материалы судебного дела, на основе проработки которых должен подготовить проект процессуального документа. При этом претенденты имеют право пользоваться нормативно-правовыми актами. Таким образом, на данном этапе важным является не только знание кандидатом определенных положений законодательства, но и понимание им спорных правоотношений, возможность оценить их и проанализировать, применить навыки толкования актов.

В комплексе вышеперечисленные инструменты дают возможность объективно оценить профессиональный уровень подготовки кандидатов, однако не позволяют определить личные качества. Например, коммуникативность претендента, его умение быстро оценить ситуацию и ответить на поставленный вопрос, понятно сформулировать и выразить свое мнение можно установить лишь путем непосредственного общения с ним. Именно поэтому при проведении квалификационного экзамена комиссия проводит собеседование с каждым кандидатом. И только по результатам проведения всех трех компонентов квалификационного экзамена устанавливаются его результаты.

— Какова дальнейшая судьба тех кандидатов, которые успешно сдали экзамен, и не сдавших его?

— Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, зачисляются в резерв на замещение вакантных должностей. Поскольку согласно положениям закона «О судоустройстве и статусе судей» результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет, претенденты, которые успешно его сдали и находятся в резерве, могут реализовать свое право на занимание должности судьи путем участия в конкурсе на замещение соответствующей вакансии.

Закон также четко устанавливает, что лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, может быть допущено к его сдаче повторно не раньше чем через год. Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен повторно, может быть допущено к следующему экзамену не раньше чем через 2 года.

— Кто имеет право повторно сдать квалификационный экзамен? Через какое время? Может ли кандидат, который успешно прошел тестирование, но не сдал квалификационный экзамен, подавать документы для участия в следующем отборе и проходить эту процедуру опять?

— Кандидаты, не сдавшие квалификационный экзамен, могут реализовать свое право на повторную сдачу экзамена в пределах 3-летнего срока действительности результатов экзамена. По истечении 3-летнего срока гражданин, не сдавший экзамен, теряет право на его повторную сдачу и может принимать участие в отборе кандидатов на должность судьи в общем порядке.

ВККС допускает человека, который принимал участие в отборе, но не сдал экзамен, только к сдаче квалификационного экзамена повторно и не может допустить к участию в новом отборе кандидатов на должность судьи.

«Лицо, впервые назначенное на должность судьи, приобретает полномочия после принятия присяги»

— Как и зачем определяется рейтинг кандидатов на судейские должности?

— В первую очередь отмечу, что определение рейтинга претендентов — это требование, закрепленное в ст.70 закона «О судоустройстве и статусе судей». Рейтинг кандидата на должность судьи является первоочередным критерием, который учитывается при определении победителя во время проведения конкурса на замещение вакансий. Тот кандидат, у которого рейтинг выше, или, иными словами, балл по результатам квалификационного экзамена, имеет преимущество при определении победителя конкурса.

— Как формируется и ведется резерв на замещение вакантных должностей? Кто может быть исключен из резерва и на каких основаниях?

— ВККС формирует и ведет резерв на замещение вакантных должностей судей всех местных судов общей юрисдикции. В резерв зачисляются претенденты, сдавшие квалификационный экзамен. Они могут находиться в резерве на замещение вакантных должностей судей в пределах 3-летнего срока действительности результатов квалификационного экзамена до момента получения рекомендации комиссии о назначении на должность судьи.

ВККС имеет право исключить лицо из резерва в случае возникновения следующих обстоятельств:

• прекращения гражданства Украины;

• вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него;

• признания кандидата ограниченно дееспособным или недееспособным;

• выявления хронического психического или другого заболевания претендента, препятствующего исполнению обязанностей судьи;

• признания кандидата безвестно отсутствующим;

• смерти кандидата или объявления его умершим;

• достижения претендентом 65-летнего возраста;

• окончания 3-летнего срока действительности результатов квалификационного экзамена.

— Расскажите обо всех этапах проведения конкурса на занимание вакансий в судах. Что является первоочередным критерием при проведении ВККС конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей судей?

— Для проведения конкурса ВККС размещает соответствующую информацию на своем официальном веб-портале и публикует такое объявление в определенных ею печатных средствах массовой информации не позже чем за месяц до проведения конкурса.

В объявлении о конкурсе указываются наименования судов, где есть вакантные должности судей, количество таких должностей, условия проведения конкурса, дата, время и место его проведения. Кандидаты, находящиеся в резерве и изъявившие желание принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей, в установленный срок подают в комиссию письменные заявления. ВККС проводит конкурс, учитывая результаты квалификационного экзамена и количество набранных кандидатами баллов. Последнее является первоочередным критерием при проведении отбора. В случае если претенденты набрали одинаковое количество баллов, преимущество отдается тому из них, кто имеет больший стаж работы в области права.

— Какие документы по результатам конкурсного отбора ВККС посылает в ВСЮ? Какова дальнейшая судьба кандидатов?

— Процедура первого назначения лица на должность судьи четко регламентирована законом «О судоустройстве и статусе судей». По результатам конкурсного отбора ВККС посылает в ВСЮ рекомендацию о назначении. Последний на своем заседании рассматривает этот вопрос и в случае принятия положительного решения вносит представление Президенту о назначении претендента на должность судьи.

Назначение осуществляется главой государства на основании и в пределах данного представления путем принятия соответствующего указа. При этом лицо, впервые назначенное на должность судьи, приобретает полномочия после принятия присяги во время торжественной церемонии в присутствии Президента. Только пос­ле выполнения всех указанных процедур лицо приобретает статус судьи и имеет право осуществлять правосудие.

— Раньше от объявления о начале проведения отбора до зачисления новых обладателей мантий в штат суда проходил приблизительно год. А сколько времени будут «готовиться» судейские кадры после введения специальной подготовки?

— ВККС является первопроходцем в реализации судебной реформы, начатой Президентом. Процедуры и механизмы, в частности и первого назначения на должность судьи, новые, поэтому трудно прогнозировать их длительность. По моему мнению, оценивая такие два элемента, как оперативность доступа лица к должности судьи и обстоятельность подготовки будущего судьи, следует отдавать предпочтение второму компоненту. Украинское законодательство очень демократично в этом вопросе. В некоторых европейских странах процесс специальной подготовки длится от 1 до 5 лет.

С 4 февраля 2013 года Национальная школа судей начинает 6-месячную специальную подготовку кандидатов в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. Сразу после окончания ВККС планирует провести квалификационный экзамен и следующие стадии отбора. Поэтому надеемся, что уже осенью кандидаты в судьи, которые успешно пройдут все стадии отбора, смогут занять свои должности.