Закон і Бізнес


Наследие гения

Почему не удалось собрать в Лувре все произведения Да Винчи?


«Мону Лизу» оставили в зале постоянной экспозиции, а посетители новой выставки смогут посмотреть на портрет с помощью виртуальной реальности.

№43 (1445) 02.11—08.11.2019
Елена КАЛУГИНА, Торстен ЛАНДСБЕРГ, DW
5805

В Париже открылась выставка произведений Леонардо да Винчи, приуроченная к 500-летию со дня его смерти. Кисти гения сегодня приписывают от 15 до 20 картин, но музей столкнулся с противостоянием искусствоведов и собственников.


По данным Лувра, ему принадлежит 5 полотен и 22 рисунка да Винчи, а также одна работа из его мастерской. Такого количества произведений, созданных этим великим мастером, нет в собственности ни одного другого музея. Посмотреть на «Мону Лизу» ежедневно приходят до 30 тыс. человек

Кураторы одной из самых долгожданных выставок (ее подготовка заняла более 10 лет) хотели собрать все произведения ярчайшего представителя эпохи Ренессанса. Но сделать это не удалось.

Галерея Уффици согласилась передать в Париж лишь копии полотен Леонардо и оригиналы его рисунков, но картины «Крещение Христа», «Благовещение» и «Поклонение волхвов» остались во Флоренции. Против выступили искусствоведы и реставраторы.

Впрочем, «Благовещение» еще в 2009 году включили в список произведений, которые нельзя вывозить даже с территории музея. По причине консервации запрещено передавать другим музеям и «Мадонну с гвоздикой» из Старой пинакотеки в Мюнхене. «Дама с горностаем» из музея Чарторыйских в Кракове, которую раньше неоднократно передавали на другие выставки, теперь под запретом вывоза с тех пор, как она перешла в собственность Польши.

В общей сложности в Лувре выставлено 160 экспонатов, среди которых 11 картин, а также свыше 70 рисунков и чертежей, манускриптов, скульптур и предметов искусства, созданных художником, скульптором, инженером, архитектором и философом да Винчи, а также работы его учеников. Произведения привезли из Лондонской национальной галереи, Британского музея, Национальной галереи Пармы и Метрополитен-музея. Эрмитаж передал «Мадонну Бенуа» — картину, которую перевозят крайне редко. Кроме того, Ватикан направил на выставку незаконченную работу да Винчи «Святой Иероним», которую представляли для бесплатного обозрения с марта до июня этого года.

В последний момент на выставку приехал и «Витрувианский человек», созданный Леонардо в 1490 году. В последний момент суд по административным делам Италии разрешил вывоз.

А вот самую дорогую картину в мире, которая когда либо продавалась, «Сальватор Мунди» (или «Спаситель мира») на выставку не передали. В 2017 году ее купили за $450 млн, предположительно по поручению наследного принца Саудовской Аравии. Сначала было заявлено, что картину выставят в Лувре Абу-Даби. Но эти планы отменили без объяснения причин.

Кураторы выставки пытались получить картину для показа в Париже, но поставили условие, что самостоятельно определят, какую информацию указать на табличке. А это, как известно, щекотливый вопрос, так как авторство до сих пор не подтверждено. Если бы Лувр как авторитетная институция в мире искусства указал, что картина создана гением, вопрос с авторством был бы закрыт. Займи же музей позицию, что «Сальватора» всего лишь создали в мастерской да Винчи, произведение тут же обесценилось.