Закон і Бізнес


ВС: Отказ от реплики не является нарушением права на защиту


27.08.2019 10:09
13806

Отказ от реплики не означает, что тот, кто отказался, согласен с выступлениями других участников процесса.


К такому выводу пришел Верховный Суд в постановлении от 14.02.2019 № 545/321/17, передает «Закон и Бизнес».

Коллегия судей Первой судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда рассмотрела кассационную жалобу осужденного на приговор местного и определение апелляционного судов. Согласно приговору, который суд апелляционной инстанции оставил без изменений, лицо было осуждено по ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами).

В кассационной жалобе осужденный просил судебные решения по нему отменить в связи с существенным нарушением требований уголовного процессуального закона и назначить новое рассмотрение в суде первой инстанции. В частности, осужденный указал, что ему не предоставили возможности воспользоваться правом на реплику, а не разъяснили права на защиту и не вручили памятки о правах и обязанностях.

Как отмечается в постановлении коллегии судей ККС ВС, эти доводы безосновательны, учитывая следующее.

Судебные прения в уголовном процессе — это самостоятельная часть судебного разбирательства, суть которой заключается в произнесении сторонами речей, в которых они излагают свои выводы по результатам судебного следствия, давая юридическую оценку полученным результатам, формулируют и обосновывают свои требования и предложения перед судом и свои возражения против доводов, выводов, требований и предложений других сторон.

Согласно предписаниям ч. 7 ст. 364 УПК Украины после окончания речей участники судебных прений имеют право обменяться репликами. Реплика — это краткое выступление участника судебных прений, который отрицает другой стороне относительно вопросов, которые тот выложил в своей речи или в реплике. Ни прокурор, ни защитник, ни другие лица, имеющие право выступать в судебных прениях, не должны рассчитывать на реплику как возможность дополнить основное выступление. Оставление какого-либо вопроса без освещения в основной речи с расчетом на реплику неправильно, потому что реплики может и не быть. Воспользоваться репликой — право, а не обязанность участника судебных прений. Отказ от реплики не означает, что тот, кто отказался, согласен с выступлениями других участников процесса. После окончания выступлений председательствующий объявляет судебные прения завершенными и предоставляет последнее слово обвиняемому. Именно право на последнее слово является важной процессуальной гарантией реализации обвиняемым своего права на защиту.

Из материалов уголовного производства и протокола судебного заседания следует, что после окончания судебных прений участники судебного процесса отказались от реплики, после чего обвиняемый выступил с последним словом. Также суд выяснял у обвиняемого, понятны ли ему его права, любые ходатайства, в том числе и по привлечению к участию в деле защитника, он не заявил.

Учитывая изложенное, отмечается в постановлении коллегии ККС ВС, нет никаких оснований утверждать, что в судебном заседании было нарушено право лица на защиту. Существенных нарушений норм правах, которые могли бы быть безусловными основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных решений, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

ККС ВС оставил без изменений приговор местного суда, а постановление суда апелляционной инстанции изменил, причислив лицу в срок наказания срок предварительного заключения за соответствующий период из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы.

Закон і Бізнес