Закон і Бізнес


Судью погубила коллекция?

Правоохранители озвучили основную версию убийства Трофимова


Руководители правоохранительных ведомств считают, что В.Трофимова убили из-за денег.

№2-3 (1093) 19.01—25.01.2013
3103

Прокуратура и милиция бросили лучшие силы на раскрытие шокирующего убийства судьи Фрунзенского районного суда г.Харькова Владимира Трофимова и членов его семьи. И вот наконец-то отмалчивавшиеся до этого правоохранители созвали пресс-конференцию и озвучили рабочую версию преступления. По словам Генпрокурора Виктора Пшонки, В.Трофимова убили из-за коллекции антиквариата. Правда, некоторые политики уже выразили сомнение в правдоподобности этой гипотезы.


Зачем убийцам головы?

Вскоре после Рождества в Харькове «высадился десант» — руководители правоохранительных органов приехали проконтролировать ход расследования резонансного убийства. Попутно провели брифинг, на котором рассказали о результатах деятельности своих подчиненных. По словам Генпрокурора В.Пшонки, у следователей уже есть рабочая версия убийства судьи В.Трофимова и членов его семьи. «Сначала были определены четыре версии. Сегодня мы пришли к выводу, что две полностью отработаны, остались две, одна из которых основная. Прогнозируем, что из двух версий больше подтверждается следующая: убийство совершено с целью завладения имуществом потерпевших. То есть тема коллекционирования монет, о которой мы вам говорили еще с первых дней следствия», — сообщил журналистам В.Пшонка. Министр внутренних дел Виталий Захарченко подтвердил, что часть предметов из коллекции убитого судьи действительно была похищена, отметив: «Это касается больше монет». Генпрокурор также сообщил, что следователи продолжают копать и в направлении, связанном с профессиональной деятельностью В.Трофимова.

Уголовное дело, возбужденное меньше месяца назад, насчитывает 180 томов. По нему назначено 236 экспертиз различной направленности, уже есть 101 заключение. По словам Генпрокурора, суды в рамках расследования этого дела поддержали проведение 174 негласных следственных действий. Причем на расследование убийства правоохранители бросили лучшие силы — над делом совместно работают 7 процессуальных руководителей, 27 следователей и более 50 оперативных работников. В.Пшонка констатировал плодотворную работу следственно-оперативной группы и выразил надежду, что это преступление будет раскрыто. А В.Захарченко сообщил, что в рамках расследования уголовного дела уже допрошено более 15 тыс. человек. В основном это бывшие осужденные, а также наркозависимые и состоящие на учете как душевнобольные. Было проведено несколько обысков и задержаний. По утверждению министра, преступники тщательно готовились к убийству. Они старались оставить как можно меньше следов в квартире судьи. «Это говорит о том, что они ранее совершали преступления», — объяснил В.Захарченко.

Начальник главного следственного управления МВД Василий Фаринник со­-общил: «Отрезая головы, убийцы, возможно, старались скрыть следы от огнестрельных ранений на телах Трофимова и членов его семьи. Мы можем вам коротко сказать о том, что знаем, что преступники действительно имели при себе огнестрельное оружие. Поэто­му одна из версий, почему трупы обезглавлены, головы унесены — потому что там могли находиться оставшиеся следы от пуль. По мнению преступников, это могло служить предметом для идентификации в случае, если бы мы это нашли». Как считает В.Фаринник, данный факт свидетельствует о том, что орудия преступления, которыми воспользовались убийцы, уже «засветились» где-то раньше. Правда, правоохранители не уточнили, какое именно огнестрельное оружие использовали убийцы. В.Захарченко лишь сказал, что оно не состоит на вооружении органов внутренних дел, армии и других силовых подразделений Украины. На брифинге также сообщили: тела погибших еще некоторое время будут находиться на судебно-медицинском исследовании.

Скепсис оппозиции

Однако коллективный отчет правоохранителей уже вызвал довольно скептическую реакцию некоторых политиков, в первую очередь оппозиционных. Так, народный депутат Геннадий Москаль (генерал-лейтенант милиции и бывший заместитель министра внутренних дел) заявил, что, по его информации, следствие «зашло в тупик и находится на нулевой стадии»: «У них ничего нет, и они не могут в этом признаться». По его словам, раскрытие подобных сложных преступлений, которые случаются крайне редко, «зависит от интуиции, логического мышления тех, кто этим занимается». «Здесь нужно иметь какой-то опыт, иметь за спиной хотя бы 10—15 лет специализации на раскрытии убийств. Но что-то таких сотрудников сегодня уже почти нет в центральном аппарате МВД», — добавил Г.Москаль.

Депутат также раскритиковал главную версию следствия, согласно которой причиной убийства стала коллекция монет. «Я — не коллекционер, но могу назвать вам 100 адресов, где можно набрать, не отрезая головы, на десятки миллионов гривен или долларов», — сказал бывший правоохранитель. И в этом с нардепом трудно не согласиться — версия, связанная с коллекционированием, с большой натяжкой объясняет некоторые обстоя­тельства преступления, например его нечеловеческую жестокость.

По мнению Г.Москаля, проблема заключается еще и в том, что правоохранители вынуждены отрабатывать версию, озвученную руководством. «Например, если я человек независимый, то могу сказать: мне эта версия совершенно не подходит, она не имеет под собой никакого основания. Но подчиненные этого сказать не могут, вот они усиленно и работают над теми версиями, которые озвучило руководство правоохранительных органов». Хотя такое предположение, честно говоря, звучит довольно странно: вряд ли руководство дает распоряжения операм и следователям, какую версию им отрабатывать. Скорее наоборот — оно вынуждено выходить на брифинги с той информацией, которую «добыли» подчиненные. И, судя по всему, информации пока немного…

Между тем расследование именно этого преступления может стать своего рода лакмусовой бумагой, неким показателем качества работы следственных органов в новых условиях. Раскрыть убийство В.Трофимова — дело чести для милиции по многим причинам: во-первых, преступление получило колоссальный резонанс и его расследование находится на контроле Президента, во-вторых, важно просто остановить людей, способных на такую жестокость. Расследования «харьковской резни» ждут и обычные люди, и судьи, которые признаются, что в последнее время чувствуют себя недостаточно защищенными.

Справка «ЗБ»

15 декабря 2012 года в Харькове в собственной квартире были найдены обезглавленные тела судьи В.Трофимова, его жены Ирины, а также сына Сергея и его гражданской жены. Головы убитых злоумышленники с места преступления унесли. 16 декабря Генпрокурор сообщил, что следствие рассматривает три основных версии преступления: убийство, связанное с профессиональной деятельностью судьи; убийство с целью завладения имуществом потерпевшего; заказное убийство. Харьковская милиция объявила вознаграждение в 200 тыс. грн. за помощь в раскрытии преступления.