Закон і Бізнес


Немецкая пунктуальность

Опоздание на экзамен приравнивается к его не сдаче, а вот на работу при гибком графике можно и не спешить


№12 (1414) 30.03—05.04.2019
Наталия ЛАЗАРЕВА, DW
3953

Пять минут опоздания чуть не стоили диплома студентке юридического факультета университета в Лейпциге. Но что бы сказало девушке немецкое начальство, если бы она опоздала на работу?


Девушка вовремя приехала на экзамен, но опоздала на 5 минут на вторую часть после короткой паузы. Экзаменационная комиссия не засчитала результаты — и студентка провалила экзамен. В двух судах, где она пыталась оспорить такое решение, иск не удовлетворили. И только в высшей инстанции — в Федеральном административном суде — закон встал на защиту опоздавшей.

В то же время, исследования показывают, что каждый десятый сотрудник немецкой компании опаздывает на работу хотя бы раз в месяц. Основные причины достаточно банальны: пробки или другие проблемы с общественным транспортом, поздний подъем, погодные условия и необходимость вести детей в школу по утрам.

Четверть компаний, подчеркивают авторы одного из исследований, уже успели уволить как минимум одного нерадивого коллегу за несвоевременные появления в офисе. Даже забастовка общественного транспорта, о которой было объявлено заранее, не может быть оправданием. По закону сотрудник должен принять все меры самостоятельно, чтобы прийти на работу вовремя. За опоздание он может получить как минимум выговор. В контексте немецких трудовых отношений время является экономической категорией, именно поэтому повторяющиеся опоздания считаются серьезным проступком.

Но если для чиновников сидеть в бюро с 8.00 до 17.00 — привычное дело, коммерческие предприятия Германии нередко переходят на более гибкие графики. Не редкость, если сотрудники сами выбирают время, когда приходить в офис. Все большую популярность завоевывают такие модели, как частичная занятость, разделение рабочего времени между несколькими сотрудниками, а также удаленная работа.

Но даже если в офисе действует гибкий график, лучше ориентироваться на коллег: если один приходит в офис в 8.00, а другой в 10.00, в коллективе могут возникнуть недопонимание, зависть и вражда. Поэтому прежде чем переводить будильник на час позже, лучше заранее обговорить это с работодателем.