Закон і Бізнес


Бюджетные мечты Фемиды

Госбюджет-2013 обеспечит выплату судьям зарплат не из спецфонда


Глава ГСАУ Р.Кирилюк (слева) — председателю CСУ Я.Романюку: «Ярослав Михайлович, мы сделаем все возможное, чтобы финансовые мечты судей осуществились».

№1 (1092) 10.01—18.01.2013
МАРИНА ЗАКАБЛУК
14403

В 2012-м Фемиде, которая не раз оказывалась в тяжелом положении, приходилось искать выход из «неприятных» финансовых ситуаций. После принятия государственного бюджета на 2013 г. люди в мантиях могут праздновать небольшую победу: судейское вознаграждение не будет зависеть от поступлений в специальный фонд. Но еще многие вопросы остаются нерешенными. Среди них — исключение исполнительной власти из процесса формирования бюджета судебной системы и активное привлечение к этому процессу органов судейского самоуправления.


Финансовое затишье

Многие так «увлеклись» парламентскими выборами-2012, что решение некоторых важных для страны вопросов отложили в долгий ящик. Обычно финансирование Фемиды в будущем году активно обсуждается на заседаниях комитетов Верховной Рады, на которые приглашают председателей высших специализированных и Верховного судов. Каждый из них может высказать свои замечания к проекту госбюджета. Но этой осенью в парламенте было финансовое затишье…

До окончания работы ВР VI созыва оставались считанные дни, а обладатели мандатов думали-гадали: когда проект государственной сметы появится в ВР, парламент какого созыва — VI или VIІ — должен принимать основной финансовый закон на 2013 г.?

Но уже 3 декабря Кабинет Министров внес ясность в этот вопрос: в ВР был зарегистрирован проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2013 год». 5 декабря Комитет ВР по вопросам бюджета рассмотрел документ и предложения к нему. А их, по словам председателя этого парламентского органа Валерия Баранова, «поступило больше тысячи». 6 декабря, в последний день работы ВР VI созыва, народным избранникам хватило полчаса на то, чтобы принять закон. 17 декабря его подписал Президент.

Сколько же средств получат суды? Хватит ли финансов, чтобы гарантировать обителям Фемиды надлежащие условия для функционирования, а законникам и работникам аппарата каждого суда социальную, правовую защиту и своевременное получение зарплаты? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит напомнить, с какими проблемами судебная система сталкивалась в 2012-м.

«Специальный» компромисс

Ни для кого не секрет, что прошлый год был сложным для Фемиды. То, что судебная власть попадет в «финансовый шторм», было понятно еще во время подготовки проекта бюджета-2012.

«Министерство финансов настаивало, чтобы судейское вознаграждение и оплата труда работников аппарата осуществлялись за счет средств, которые будут поступать от судебного сбора и которые, по закону, должны направляться исключительно на осуществление правосудия. Мы обращали внимание на недопустимость такого подхода, поскольку суды не являются хозрасчетными организациями и не должны зависеть от наполнения специального фонда госбюджета. Это будет создавать прямую угрозу независимости служителей Фемиды. Нас услышали, и была достигнута договоренность, что расходы на оплату труда судей будут выделяться из общего фонда. Компромисс сводился к тому, что работники аппарата судов будут получать зарплату все же за счет средств от поступлений судебного сбора», — рассказал «ЗиБ» в одном из интервью председатель Совета судей Ярослав Романюк.

То есть работников аппарата должен был «кормить» спецфонд государственной сметы. Но не «прокормил».

Не так получилось, как хотели

«Фактическое поступление средств от уплаты судебного сбора за период с начала года значительно меньше запланированных показателей, а прогнозируемый дефицит средств на конец текущего года составит примерно 770 млн грн.», — забила тревогу в апреле 2012-го Государственная судебная администрация.

23 апреля ее глава Руслан Кирилюк обратился к Премьер-министру Николаю Азарова с письмом «о критической ситуации с финансированием расходов на оплату труда работников аппарата местных и апелляционных судов и необходимости обеспечения осуществления расходов на оплату труда исключительно за счет средств общего фонда госбюджета».

В мае 2012 г. Р.Кирилюк обратился с этим же вопросом уже к главе государства. Он просил Президента, чтобы тот поручил Правительству безотлагательно доработать законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», «в котором должны быть предусмотрены осуществление финансирования расходов в сумме 1305,1 млн грн. на оплату труда работников аппарата судов и начисления на фонд заработной платы в сумме 473,8 млн грн. исключительно за счет общего фонда государственного бюджета».

Главе ГСАУ удалось убедить гаранта: в июле Виктор Янукович поручил Кабмину внести изменения в смету, чтобы обеспечить выделение денег для работников аппарата судов, а также создать необходимые условия для подготовки Национальной школой судей высококвалифицированных кадров для Фемиды.

Правительство услышало ГСАУ

Но 15 августа глава ГСАУ был вынужден опять писать письмо в Кабмин. Проблемы возникли уже с оплатой не только труда работников аппарата местных и апелляционных судов, но и коммунальных услуг и энергоносителей.

«Для временного решения проблемы Министерство финансов по обращениям ГСАУ осуществило приближение расходов на оплату труда по общему фонду с IV квартала 2012 г. на II и III кварталы. Это дало возможность своевременно выплатить заработную плату работникам аппарата судов. Однако нерешенным остается вопрос обеспечения таких выплат до конца текущего года. Дефицит ассигнований на оплату труда и начисление на заработную плату по общему фонду государственного бюджета составляет 1456,4 млн грн.», — отмечалось в обращении ГСАУ.

Последняя надежда была на Правительство. Р.Кирилюк попросил его подготовить изменения в смету. В конце концов Кабмин согласился увеличить финансирование судов: 5 сентября в ВР был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в госбюджет, а уже 28.09.2012 принятый парламентом акт подписал Президент. Так, объем расходов на оплату труда с начислениями по общему фонду сметы по бюджетной программе «Осуществление правосудия судами общей юрисдикции» был увеличен на 594,5 млн грн.

В то же время на такую же сумму были уменьшены плановые показатели доходов спецфонда госбюджета от судебного сбора. Кроме того, упомянутый закон решил вопрос текущих расходов местных и апелляционных хозяйственных судов за счет перераспределения средств между программами ГСАУ (уменьшение бюджетных назначений по программе «Исполнение решений судов в пользу судей» на 8 млн грн.). Средств на оплату труда работников ГСАУ стало больше на ­2 млн грн., а на оплату коммунальных услуг и энергоносителей — на 1,2 млн.

Не хватает 3 млрд

Не успела ГСАУ разобраться с финансовыми проблемами 2012 г., как возникли новые, связанные с проектом госбюджета на 2013-й. Так, 24 июля прошлого года Минфин определил предельные объемы расходов общего фонда сметы на 2013 г. для органов судебной власти (кроме Верховного и высших специализированных судов) в сумме 2422,8 млн грн.

«Министерство финансов не учло положения ст.129 закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно установления в 2013 г. должностного оклада судьи на уровне 10 минимальных зарплат. Также в доведенном объеме расходов не учтена потребность в средствах для увеличения количества судей на 1180 должностей и на 3991 работника аппарата судов в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса», — говорилось в очередном обращении Р.Кирилюка к главе государства.

По расчетам ГСАУ, в 2013 г. потребность в средствах на судейское вознаграждение, оплату труда работников аппарата составляет около 5,5 млрд грн., а предельный объем расходов предусматривает на эти цели немногим более 2 млрд, или 41,9%. То есть дефицит финансирования составлял бы 3,19 млрд грн.

Р.Кирилюк сразу же обратился к Президенту с просьбой дать поручение Кабмину безотлагательно решить вопрос увеличения расходов общего фонда госбюджета для органов судебной власти на 2013 г. на 3212,3 млн грн. Однако Правительство учло не все замечания.

Изменения на миллионы

Чем же порадует госбюджет-2013 после всех испытаний, которые пришлось пройти как ГСАУ, так и органам судейского самоуправления, занимавшимся финансовыми вопросами? Во-первых, нынешний бюджет — без сюрпризов: в специальном фонде на оплату труда не предусмотрено ни копейки. То есть деньги на зарплату судей и работников аппарата предусмотрены в общем фонде, а значит, Фемида не будет зависеть от непредсказуемого судебного сбора.

Во-вторых, удалось убедить парламент, что необходимо внести изменения в разработанный Правительством законопроект «О Государственном бюджете на 2013 год» и выбить для третьей ветви власти еще 31,5 млн грн. Эти средства пойдут, в частности, на организационное обеспечение деятельности судов и учреждений судебной системы (расходы потребления увеличены на 5 млн грн.). ВККС дополнительно получила «на развитие» 7 млн грн., а Харьковский апелляционный хозяйственный суд и Окружной админсуд г.Киева на эти же потребности — 1,5 млн и 2 млн грн. соответственно.

На 5 млн были увеличены расходы потребления по коду «Осуществление правосудия местными админсудами». Высшему админсуду предусматривалось выделить 98,2 млн грн. Комитет ВР по вопросам бюджета предложил добавить ВАС еще 6 млн (2 млн — расходы потребления, 4 млн — расходы развития). 6 декабря парламент поддержал это предложение. Подкинули денег и Конституционному Суду (в проекте госбюджета ему предусматривалось 63,7 млн грн., а с легкой руки ВР в его «кармане» дополнительно окажется еще 5 млн).

Без ложки дегтя не обойдется

Еще одна приятная новость: с 1 янва-ря 2013 г. должностной оклад судьи местного суда будет составлять 10 минимальных зарплат. В госбюджете опре­делено, что с 1 января «минималка» — 1147 грн. Учитывая коэффициенты, можем подсчитать, что оклад законника местного суда будет составлять 11470 грн., апелляционного — 12617, высших специализированных судов — 13764, а ВС и КС — 14911 грн.

А теперь о ложке дегтя. Увеличение окладов предусмотрено законом «О судоустройстве и статусе судей», а вот хватит ли на это средств — другой вопрос. Возможно, опять придется «приближать» расходы на оплату труда с IV квар-тала.

А еще следует помнить, что нужны средства и на реализацию некоторых положений УПК. Нельзя забывать и о том, что в поручении Президента от 5.07.2012 говорится: в госбюджете на 2013 г. следует предусмотреть не только увеличение количества законников в местных общих судах (в связи с введением должностей следственных судей) и штатной численности аппарата, но и повышение окладов работников аппарата.

Вероятно, в текущем году возникнет проблема с оплатой коммунальных услуг и энергоносителей. Ведь деньги на эти потребности для местных хозяйственных, общих и административных судов, апелляционных общих судов (около 152 млн грн.) предусмотрены не в общем, а в специальном фонде. Да и «развиваться» большинство судов будут за счет поступлений от судебного сбора.

А значит, не исключено, что придется столкнуться с некоторыми «прошлогодними» проблемами. Возможно, появятся и новые. Ведь бюджет на каждый год имеет свои особенности. Какие характерные признаки имеет нынешняя смета, выяснится во время освоения бюджетных денег.

Но вот что примечательно: еще до вступления в силу закона «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» Кабмин распорядился перераспределить расходы развития в сумме 850 тыс. грн. Каким образом? Забрать их у «административников» и отдать «хозяйственникам». Кстати, эти расходы как для административных, так и для хозяйственных судов предусмотрены в спецфонде. А значит, рано делить «шкуру» еще не оплаченного судебного сбора.

Мечты о финансах

Несмотря на все особенности сметы, одной цели удалось достичь — зарплаты «защитили» от спецфонда. Теперь судейскому сообществу нужно работать над реализацией еще двух надежд.

Во-первых, необходимо принять меры, чтобы к формированию бюджетного запроса активнее привлекали органы судейского самоуправления. Так, по мнению Я.Романюка, собрания судей при участии территориальных управлений ГСАУ должны готовить обоснованные предложения к бюджетному запросу относительно объемов финансирования каждого суда. После предварительного согласования с руководством ГСАУ и советов судей специализированных судов эти предложения должна утверждать соответствующая конференция судей.

«И именно эти показатели будут ориентиром для формирования бюджетного запроса. Глава ГСАУ должен быть выразителем интересов судейского сообщества и отстаивать в Минфине предложения судей, а не те, которые сформировал сам. Тогда увидим, сможет ли богатый и спесивый чиновник из Минфина отказать судейскому сообществу. Не дрогнет ли у него рука отказать всем судьям?» — отметил Я.Романюк на конференции судей админсудов.

Во-вторых, судейское сообщество уже давно хочет исключить органы исполнительной власти из процесса формирования бюджета Фемиды, стать независимым от Правительства, подавать предложения сразу в парламент. Ведь согласно международным стандартам бюджет действительно независимой судебной системы не должен подлежать пересмотру и изменяться министерствами, входящими в структуру исполнительной власти. В соответствии с Конституцией выделение средств на обеспечение деятельности органов судебной власти относится к законодательным полномочиям парламента.

«Абсолютно приемлемо то, что Министерство финансов консолидирует бюджетный запрос судебной системы в общее бюджетное представление в Верховную Раду. Однако, учитывая распределение полномочий и независимость судебной системы, является неприемлемым то, что Министерство финансов может сокращать или иным образом изменять бюджетный запрос судебной системы. Это функция исключительно Верховной Рады», — считает председатель ССУ.

Сбудутся ли мечты в текущем году? Все будет зависеть от решительности самих судей и готовности к диалогу исполнительной и законодательной ветвей власти.

Смотрите также Сравнительную таблицу объемов финансирования судебной власти в 2012—2013 гг.