Президентский проект Закона №9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», в частности, содержит риски незаконного привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, и побуждает к переходу отношений между адвокатами и работодателями «в тень» с выплатой гонораров в конвертах.
Об этом в эксклюзивном комментарии изданию «Закон и Бизнес» отметил член Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игорь Луценко, комментируя решение профильного комитета о признании неотложного проекта №9055 коррупциогенным.
Он обратил внимание на предложенный текст присяги адвоката в редакции статьи 10 проекта, а также на определенные пунктами 1 и 3 ст. 21 обязанности адвоката, которые дают полномочия суда для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности за неуважение к суду. «При этом суд может расценить неуважением к суду даже саму стратегию и способ защиты адвокатом своего клиента, — отметил нардеп. — С учетом того, что статьей 41 проекта закона предусмотрено направление отдельных постановлений суда в дисциплинарных комиссий иметь место ограничения профессиональных прав адвоката и права на защиту, поскольку адвокат будет под риском дисциплинарной ответственности в связи с защитой клиента».
Также член профильного комитета негативно оценил норму пункта 5 части 2 статьи 39, которая определяет, что дисциплинарным проступком адвоката «злоупотребление правами, предоставленными ему настоящим Законом или процессуальным законом». Наличие этой, слишком широко сформулированного основания привлечения к дисциплинарной ответственности, по мнению И. Луценко, еще раз подтверждает риск незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката.
Отдельно он проанализировал дилемму, которую порождает ст. 28 проекта в связи с работой «юристов инхаусов».
Напомним, согласно этой статье проекта адвокат, осуществляет адвокатскую деятельность, не может совмещать ее с работой по трудовому договору (контракту), кроме научной, преподавательской или творческой дельности. Адвокат, заключивший трудовой договор (контракт) с лицом, которое не является адвокатским бюро или адвокатским объединением, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность и обязан остановить ее в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона, за исключением случаев, когда его деятельность по такому трудовому договору (контракту) является научной, преподавательской или творческой.
«Выходом из порожденной законопроектом № 9055 дилеммы будет переход отношений между адвокатами и работодателями «в тень», — убежден И. Луценко. — Будет заключаться устная договоренность о не оформление работника (адвоката) в штат предприятия, организации или учреждения, и выплата заработной платы будет проходить «в конверте» без уплаты налогов и платежей в бюджет».
Аналогичный коррупционный ущерб правопорядку наносит и статья 30 проекта.
«В связи с тем, что в ближайшем будущем в судах будут представлять интересы только адвокаты, органы государственной власти и местного самоуправления объективно вынуждены будут привлекать к работе адвокатов, — пояснил нардеп. — Но в то же время высококвалифицированный адвокат, имеющий репутацию, знания, опыт не пойдет работать в штат соответствующего органа, поскольку работая в государственном и органов самоуправления (как следует из положений ч. 2, ч. 5 ст. 30 законопроекта), он не может вообще заниматься адвокатской деятельностью и должен будет ее остановить. Однако уровень материального обеспечения топ-адвоката и размеры заработной платы на штатных должностях юристов - работников органов государственной власти и местного самоуправления - существенно различаются».
Поэтому, по мнению члена комитета ВР, указанные органы вынуждены будут брать на работу или адвокатов со значительно ниже квалификацией, что бесспорно существенно повлияет на качество и эффективность защиты интересов этих органов власти и самоуправления. Или вынуждены будут заключать тайные соглашения с профессиональными адвокатами с выплатой гонорара «в конвертах».