Закон і Бізнес


Об оценке доказательств


№43 (1393) 27.10—02.11.2018
10218

Вывод о временной недееспособности участника сделки необходимо делать на основе свидетельств о психическом состоянии лица в момент его осуществления. О таком говорится в постановлении Верховного Суда от 17.10.2018.


В 2015 сотрудница социальной службы взяла у пенсионера паспорт якобы для оформления субсидии. Где-то через год он узнал о составленном им завещание, а также о нотариально удостоверенном договоре пожизненного содержания, заключенный с соцработницей. Поскольку завещания гражданин не составлял, он обратился к нотариусу и отменил документ. Также пытался отменить и договор пожизненного содержания. Он помнил, что подписал какие-то бумаги, однако их содержания вспомнить не мог. Уладить вопрос не удалось, поэтому пенсионер обратился в суд.

Решением первой инстанции, оставленным без изменений апелляционным судом, иск был удовлетворен. Суды, учитывая психическое состояние истца, многолетнее злоупотребление алкоголем, выводы экспертов и показания свидетелей, пришли к выводу, что на момент подписания договора гражданин не осознавал своих действий и не мог руководить ими.

К кассационной инстанции обратилась соцработник. Она отметила, что перед подписанием дееспособность истца была проверена нотариусом, а факт заключения договора отражен в дневнике пенсионера.

В постановлении №465/1217/16-ц ВС отметил, что вывод о временной недееспособности участника сделки необходимо делать на основе свидетельств о психическом состоянии лица в момент совершения сделки. Хотя заключение экспертизы в таком деле является только одним из доказательств по делу и ему необходимо давать надлежащую оценку в совокупности с другими доказательствами, любые внешние обстоятельства (показания свидетелей о поведении лица и т.п.) имеют лишь косвенное значение для установления того, была  лит способно лицо в конкретный момент понимать значение своих действий и (или) руководить ими.

Закон і Бізнес