Закон і Бізнес


Упрощение, обреченное на провал

Процедура банкротства остается более привлекательной для должников и кредиторов, несмотря на наличие альтернативы


№41 (1391) 13.10—19.10.2018
Борис ПОЛЯКОВ, заведующий кафедрой общеправовых дисциплин Института управления и права НЮУ им.Ярослава Мудрого, д.ю.н., профессор,
9399
9399

Для эффективной работы банковской системы ключевую роль играет возврат кредитов. В настоящее время государство при содействии Мирового банка реструктуризации и развития посредством правового регулирования пытается увеличить процент возвращенных финансовым учреждениям долгов. Но пока альтернативные процедуры не находят широкого применения.


Оздоровительная «терапия»

Примерно 15% выданных кредитов возвращаются путем участия в процедуре банкротства, однако этого критично мало для эффективной работы банковского сектора. В связи с этим был принят закон «О финансовой реструктуризации» от 14.06.2016 №1414-VIII.

Финансовая реструктуризация представляет собой систему мер, направленных на финансовое оздоровление должника. По своей сути она очень схожа с санацией до возбуждения дела о банкротстве, которая регулируется ст.6 закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-XII. В ее основе лежит задолженность лица перед финансовым учреждением.

Законодатель, к сожалению, не раскрывает содержание такой задолженности, оговорив лишь о необходимости наличия у должника критического финансового состояния (ст. 4 закона №1414-VIII). Наряду с задолженностью перед финансовым учреждением используется такой критерий как перспективность хозяйственной деятельности должника.

По своей сути финансовая реструктуризация представляет собой процедуру, направленную на достижение соглашения по урегулированию долга. Должник, получив согласие финансовых учреждений, имеющих к нему не менее 50% от общей суммы требований, а также других кредиторов может инициировать процедуру добровольной финансовой реструктуризации (ч.4 ст.18).

В заявлении о проведении реструктуризации должник дает согласие на разрешение всех будущих споров в арбитраже. Единственным препятствием является наличие возбужденного дела о банкротстве или реализация санации до открытия процедуры банкротства. Срок процедуры реструктуризации составляет не более 90 календарных дней. Однако он может быть продлен не более чем на 90 дней и в совокупности не может превышать 180 дней.

В течение указанного срока должник и привлеченные к участию в процедуре кредиторы должны провести переговоры и утвердить план реструктуризации (ч.3 ст.23 закона №1414-VIII) на собрании привлеченных кредиторов. Такой документ вступает в силу с момента подписания его должником, всеми привлеченными кредиторами, одобрившими план, а также лицами, на которых возлагаются обязанности по этому плану. Если же за план проголосовали не все привлеченные кредиторы, то тогда для вступления его в силу необходимо решение арбитража.

Положения плана реструктуризации являются обязательными для всех участников процесса. Однако, из данного правила возможны исключения для тех привлеченных кредиторов, которые не участвовали в голосовании или не поддержали план реструктуризации.

Чем добровольное лучше принудительного?

Добровольная финансовая реструктуризация имеет ряд преимуществ перед досудебной санацией. Так, к должнику не могут быть применены процедуры, урегулированные законом № 2343-XII. В случае подачи заявления об открытии дела о банкротстве его рассмотрение в суде приостанавливается до утверждения плана реструктуризации.

Кредитор, погашение долга которого предусмотрено планом реструктуризации, также лишен возможности инициировать дело о банкротстве должника (ст.20 №1414-VIII).

В период финансовой реструктуризации действует мораторий, а должник, его участники или акционеры являются защищенными от процедур реорганизации.

Кроме того, сделки, совершенные в период финансовой реструктуризации, а также имущественные действия, осуществленные по реализации плана реструктуризации не могут быть, соответственно, признаны недействительными или опровергнуты в рамках дела о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст.20 закона №2343-XII. Однако — при условии, что стороны действовали добросовестно и не имели целью нарушить права и законные интересы других кредиторов такого должника (ст.29 закона №1414-VIII).

Предусмотренная ответственность в виде штрафа за нарушение процедуры и выполнение плана реструктуризации так же является прекрасной мерой защиты интересов сторон. Например, за не финансирование должника и нарушение действия моратория; за невыполнение арбитражного решения и т.д. (ст.30 закона №1414-VIII).

Добровольная финансовая реструктуризация, к сожалению, не содержит каких-либо преференций в период реализации плана реструктуризации. Исключение составляет запрет на открытие дела о банкротстве по инициативе кредитора, чьи требования подлежат удовлетворению или реструктуризации в соответствии с планом реструктуризации (ч. 3 ст.20 закона №1414-VIII).

И здесь досудебная санация имеет преимущество. Так, в период действия процедуры досудебной санации не может быть открыто дело о банкротстве как по заявлению самого должника, так и по заявлению любого из кредиторов. Здесь во внимание принимаются требования кредиторов, которые возникли до утверждения плана досудебной санации. Это может быть любое требование любого кредитора. Кроме того действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до утверждения плана санации. При этом срок процедуры досудебной санации составляет 12 месяцев со дня его утверждения (ч.9 ст.6 закона №2343-XII).

Преференции без популяризации

При наличии серьезных преференций финансовая реструктуризация, к сожалению, не приобрела массового характера. Имеются единичные случаи ее использования должником.

Так, за 2017 год имело место 9 процедур финансовой реструктуризации, за 6 месяцев этого года — 5. Неактивность должника можно объяснить такими причинами как низкая популяризация этого института, отсутствием большого опыта работы в этой области и кроме того преимуществом института банкротства перед процедурой финансовой реструктуризации.

Появление любого нового правового института требует глубокой юридической проработки и последующего информирования субъектов хозяйствования.

Этот процесс начался сразу же после принятия закона №1414-VIII. Однако, подавляющая масса хозяйствующих субъектов не владеет доступной информацией о преимуществах финансовой реструктуризации. И это вполне объясняет отсутствие широкого применения на практике таких процедур. Одно дело разъяснить преференции закона и другое — объяснить его преимущества через призму имеющегося опыта по его применению. А он, к сожалению, еще совсем невелик.

Как отмечалось, процедурой финансовой реструктуризации за 1,5 года действия закона воспользовались всего 14 предприятий. Причем, во всех случаях привлеченным кредитором — финансовой организацией являлся исключительно один банк. Сами же должники были небольшими субъектами хозяйствования. И, следовательно, реструктуризация больше напоминала процесс согласования условий погашения задолженности.

Иными словами, в перечисленных случаях имел место частноправовой характер урегулирования задолженности. И участники этой процедуры вполне могли обойтись без финансовой реструктуризации. Совсем иначе обстояло бы дело, если бы у должников в качестве привлеченных кредиторов было бы по несколько банков и десятки хозяйствующих субъектов. Вот тогда можно было увидеть по-настоящему работу данного закона.

Приверженность традиционности

И здесь преимущество принадлежит закону о банкротстве. Именно этот акт остается экономически и юридически выгоден не только кредиторам, но и должникам. Процедура банкротства является более привлекательной для должников формой урегулирования долгов и потому хозяйствующие субъекты неохотно дают согласие на финансовую реструктуризацию. Процедура банкротства позволяет избавиться от кредитной задолженности с минимальными экономическими потерями и потому является популярной среди должников.

Иными словами, финансовая реструктуризация содержит крайне низкие стимулы для участия в ней как в отношении должника, так и кредиторов. А отсутствие четкой связи между этими процедурами является последним аргументом в пользу дела о банкротстве. Именно процедура банкротства ставит окончательную точку в разрешении всей задолженности перед кредиторами, в т.ч. по возврату банковских кредитов.

Попытка законодателя «обойти» долговременную, дорогостоящую процедуру банкротства, игнорируя принципы и экономические преимущества этого института, обречена, к сожалению, на провал. И об этом как раз и свидетельствует статистические данные о крайне низком количестве добровольных процедур.

Будущее видится в совершенствовании правового регулирования финансовой реструктуризации с тем расчетом, чтобы это было экономически выгодно как банкам, должнику, так и кредиторам.