Закон і Бізнес


Глава ВААС Виталий Кузьмишин:

«Судьи и работники аппарата нашего суда стремятся, чтобы их нововведения со временем стали классикой»


«Сколько ни совершенствуй судебную власть — она не приблизится к человеку ни на шаг, пока не будет решена проблема уважения к суду и судебным решениям»

№51 (1090) 22.12—28.12.2012
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
14880

15 декабря для Винницкого апелляционного административного суда — двойной праздник. Кроме Дня работников суда, здесь отмечали и вторую годовщину начала процессуальной деятельности учреждения. Что изменилось за это время, помогла ли судебная реформа судьям почувствовать себя независимыми и каких законодательных изменений они ожидают в ближайшем будущем? Об этом «ЗиБ» рассказал председатель ВААС, заслуженный юрист Украины Виталий КУЗЬМИШИН.


«Судебное решение должно исключать рассмотрение типичных споров»

— Виталий Николаевич, какими были эти годы и каковы планы по обеспечению качественного судопроизводства в возглавляемом вами учреждении?

— Далекоидущие цели Винницкого апелляционного административного суда записаны в стратегическом плане развития на 2011—2016 гг., которым определены приоритеты развития суда и предусмотрен комплекс мер по улучшению его работы.

Общеизвестно, что критериями оценки работы суда являются количество рассмотренных им дел и качество вынесенных решений. Так, с декабря 2010 по октябрь 2012 г. Винницкий апелляционный админсуд рассмотрел 53454 дела. Только за І полугодие 2012-го для апелляционного рассмотрения в ВААС поступило 22294 дела. Для сравнения: за аналогичный период 2011 г. мы получили 10336 дел, то есть в 2 раза меньше.

Львиную долю всех пересмотренных за эти годы решений составляют решения по спорам относительно реализации публичной политики в сфере занятости населения и социальной защиты граждан. В среднем это 91,3% от общего количества пересмотренных вердиктов судов первой инстанции.

Количество споров о выплатах по разным видам социального обеспечения достигло критической черты, это, по сути, и парализовало деятельность админсудов. Причем согласно установкам Европейского суда по правам человека, данным в пилотных решениях, рекомендовано не допускать накопления в реестре суда дел, в которых речь идет об аналогичных нарушениях прав, поскольку это мешает эффективному рассмотрению других материалов. Более того, в накопившихся социальных делах отсутствует правовой спор, а сотни тысяч таких дел — следствие административной практики тех государственных органов, которые обеспечивают социальную защиту населения.

— То есть админсудам фактически не раз приходится констатировать нарушение законодательства со стороны указанных государственных органов? С чем это связано, по вашему мнению?

— Количество дел, в которых судом установлена противоправность решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий, достаточно велико. Среди факторов, приводящих к такой ситуации, наряду с извечным недостатком средств в госбюджете отмечу еще и аналогичность спорных правоотношений, их, так сказать, типичность.

Вообще, спор возникает там, где есть законодательные пробелы, основа для формирования полярно противоположных взглядов. Судебное решение восполняет такие пробелы в каждом конкретном случае. Однако оно до сих пор остается только на этом уровне, тогда как должно исключать рассмотрение типичных споров. Это в корне изменит показатели неутешительной судебной статистики, которая свидетельствует о нарушениях, допущенных государственными органами. Однако данную проблему можно решить только на государственном уровне.

— Очевидно, увеличение количества обращений говорит о росте доверия граждан к системе админюстиции. Но справятся ли с такой лавиной жалоб сами судьи?

— Большая нагрузка на судей побуждает к поиску путей повышения оперативности рассмотрения дел. Именно благодаря высокому профессионализму и настойчивому труду судейского корпуса и работников аппарата ВААС нам удается поддерживать на надлежащем уровне состояние осуществления судопроизводства на территории Винницкого апелляционного административного округа.

Отмечу, что, кроме осуществления правосудия, законодательство относит к полномочиям апелляционных судов еще и анализ судебной статистики всего апелляционного административного округа, изучение и обобщение судебной практики и предоставление на этом основании методической помощи местным админсудам. Так, в 2012 г. ВААС дал 11 методических разъяснений о применении отдельных норм законодательства, в частности относительно:

• возмещения расходов на выплату и доставку льготной пенсии;

• обжалования налоговых уведомлений-решений, принятых в связи с отражением субъектами хозяйствования в налоговом учете операций по правочинам, признанным органами государственной налоговой службы ничтожными;

• применения отдельных положений действующего законодательства о пенсионном обеспечении;

• оснований для пересмотра решений и постановлений суда по делам о «социальных спорах» по вновь открыв­шимся обстоятельствам;

• определения подведомственности споров, связанных с возвращением (взысканием) из государственного бюджета излишне уплаченных средств за выдачу субъектам хозяйствования лицензий на организацию деятельности по проведению азартных игр за неиспользованный период их действия;

• взыскания излишне уплаченных сред­ств за торговые патенты на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

• применения отдельных положений законов «О государственной помощи семьям с детьми» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными рождением и погребением»;

• уплаты прокурорами судебного сбора при подаче иска;

• споров, связанных с процессом выборов народных депутатов;

• применения отдельных положений действующего законодательства об обжаловании налоговых уведомлений-решений;

• применения закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в случае обращений физических лиц — предпринимателей, зарегистрированных до 1.07.2004, к государственному регистратору.

Кроме того, ВААС постоянно осуществляет анализ результатов пересмотра решений Высшим административным судом, обобщает правовые позиции Верховного Суда, которые доводятся до ведома судейского корпуса всего округа.

— Учитывая проводимый анализ судебной практики, скажите, были ли вы инициатором предложений по улучшению действующего законодательства?

— Думаю, ни для кого не будет новостью, что между нормами права и решениями суда существует тесная взаимосвязь. Ведь на основании обобщений судебной практики формируется позиция законодателя, выраженная в нормативно-правовых актах. Именно поэтому, чтобы не отставать от реформаторских процессов, которые происходят в стране, Винницкий апелляционный админсуд неоднократно участвовал в разработке предложений к проектам законо­дательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование административного судопроизводства. В частности, мы принимали участие в подготовке проектов изменений в Кодекс административного судопроизводства и закон «О судоустройстве и статусе судей».

При этом отмечу, что судьи и работники аппарата нашего суда стремятся, чтобы их нововведения со временем стали классикой. Ведь классические вещи — вечные, классика никогда не теряет своей актуальности и не подвержена влиянию времени. И высшей благодарностью (лично для меня) была бы положительная оценка будущими поколениями наших нынешних наработок.

«Должна быть создана система законодательства, которая обеспечила бы независимость судебной власти»

— Сегодня ведется немало разговоров вокруг реформы судебной системы. Почему эта тема в Украине всегда актуальна?

— В современных условиях государственная власть может успешно выполнять свои задачи только тогда, когда ее институты действуют согласованно и исключительно в общественных интересах. Любое демократическое и развитое государство стремится совершенствовать реализацию соответствующих функций. Одной из форм такого совершенствования является проведение реформ.

Вхождение Украины в европейское и мировое пространство требует соответствующих преобразований во всех сферах общественной жизни, а также чтобы государственные институции следовали лучшим мировым образцам. И, пожалуй, больше всего это касается именно судебной системы, ведь Фемида играет важную роль в жизни любого государства, а в правовом государстве суд выпол­няет функцию гаранта прав гражданина, провозглашенных Основным Законом. Суд — это универсальный институт, созданный в государстве для урегулирования конфликтных ситуаций, а административное судопроизводство является формой контроля со стороны физических и юридических лиц за деятельностью власти.

— В каком направлении должна идти судебно-правовая реформа?

— Главная цель — в первую очередь реализовать демократические идеи правосудия, выработанные мировой практикой и наукой, в частности воплотить принцип верховенства права. Кроме того, должно быть создано законодательство о судоустройстве, которое обеспечило бы независимость судебной власти. Следует также максимально приблизить суды к населению и гарантировать право гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Сейчас наше государство уверенно взяло курс на приближение жизни украинских граждан к европейским стандартам. Конечно, речь идет не только об инфраструктуре, дорогах, сфере услуг. Европейским требованиям должна отвечать прежде всего деятельность каждой из ветвей государственной власти. Это и предоставление исполнительной властью административных услуг, и принятие законодателем общественно важных актов, и справедливое судопроизводство.

Каждая из ветвей власти независима от другой. При этом государственные органы являются носителями не власти, а только полномочий, которыми их наделило общество. Оно же и оценивает, качественно ли предоставляются услуги каждым из государственных учреждений, и ставит вопрос об эффективности деятельности тех или иных органов государственной власти.

В этой структуре Президент, который, кстати, и выступил инициатором судебной реформы, в соответствии с Конституцией является гарантом надлежащей деятельности всех ветвей власти и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Именно он как глава государства сквозь призму изучения настроений общества оценивает эффективность предоставления услуг каждой из ветвей власти и на основании данного анализа в случае необходимости инициирует вопрос о проведении реформ в стране, что и было сделано в июле 2010 г. путем разработки и внесения в парламент проекта закона «О судоустройстве и статусе судей».

Кроме того, позже по инициативе главы государства были внесены изменения в Уголовный кодекс и закон «О прокуратуре», приняты Уголовный процессуальный кодекс, законы «О бесплатной правовой помощи», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О судебном сборе», «О доступе к судебным решениям», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», Общие правила поведения государственных служащих. Все эти акты вместе с законом «О судоустройстве и статусе судей» уже являются определенными достижениями судебной реформы в Украине.

«Суд — это тот инструмент, который позволяет обществу контролировать баланс полномочий ветвей власти»

— Сегодня также много говорят о гражданском обществе. Какова его роль в построении правового государства?

— Как политическая теория, так и юридическая практика дают основания утверждать, что исполнительная власть пытается захватить все политическое пространство. Поэтому при разделении власти создается система сдерживаний и противовесов, которая не позволяет одной ветви власти или одному государственному органу главенствовать над другими, монополизировать возможности подчинять своей воле прочих.

Одним из важнейших и самых мощных рычагов в системе сдерживаний и противовесов является гражданское общество. А суд — это тот инструмент, который позволяет обществу контролировать баланс полномочий ветвей власти. Поскольку сущность государства заключается в «владычестве по праву, через право и ради права», то именно на суд общество возлагает особую ответственность за правильное применение актов и утверждение законности в государстве. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства, которая может быть реализована прежде всего через деятельность судебной власти.

— Какие главные изменения имели место в административных судах во время проведения реформы?

— В первую очередь отмечу, что роль и задачи админсудов в общественной жизни нашей страны чрезвычайно важны и в то же время ответственны, поскольку они могут реально защитить права и свободы человека и гражданина, обеспечить контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому, если в стране проводится судебно-правовая реформа, то она не может не коснуться административных судов.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений административного судопроизводства» от 17.11.2011 №4054-VI внес много поправок и дополнений в положения Кодекса административного судопроизводства, в частности относительно сроков рассмотрения дел, пересмотра решений апелляционной и кассационной инстанциями, действий субъектов властных полномочий при обращении в суд, и породил другие положительные изменения, касающиеся своевременной защиты прав лиц.

— Что еще, по вашему мнению, стоило бы внедрить в судебной системе?

— В первую очередь отмечу, что постоянные изменения тоже не всегда полезны. Это касается не только судебной власти. Я склоняюсь к тому, что, предлагая что-то новое, нужно всегда делать определенный анализ начинаний и так называемую работу над ошибками, а уже потом двигаться дальше. Поскольку главный принцип деятельности нашего государства — «человекоцентризм», а реформа была проведена именно для людей, то прежде всего нужно анализировать, как ее воспринимает гражданин или юридическое лицо, которые обращаются в суд. Изменилось ли у них отношение к суду? Стали ли они уважать судебную систему и доверять ей? Для этого необходимо, чтобы судебная система была прежде всего независимой! Ведь именно независимость судебной ветви власти является главной предпосылкой доверия людей к судебной процедуре, ее авторитетности и эффективности.

Однако независимость судебной власти должна базироваться не только на сугубо правовых гарантиях, таких как несменяемость и неприкосновенность судей, но и на соответствующих материальных и финансовых принципах. Кроме организационной независимости, судебная система наконец должна получить реальную финансовую самостоятельность. Поэтому сегодня еще требует решения вопрос об изменении принципов формирования бюджета органов правосудия.

— Что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы судебная реформа работала в полной мере?

— Убежден, что невозможно провести полноценную судебную реформу в отрыве от других общественных процессов, которые происходят в государстве, и без реформирования других институций, связанных с судом, таких как прокуратура, адвокатура и органы государственной исполнительной службы. От того, как они работают, тоже зависит доверие граждан к судам.

Судебная власть, как, по сути, и каждый государственный орган, должна обеспечивать потребности общества. Реализация же такой цели, к сожалению, не зависит исключительно от суда и не заканчивается принятием им решения, поскольку дальше человека ожидает сложный этап его исполнения, который не всегда доводится до логического завершения. И честно ответим себе на вопрос: а как исполняются сегодня решения судов? С уважением ли относятся другие ветви власти к судебной системе?

Поэтому, сколько ни совершенствуй судебную власть — она не приблизится к человеку ни на шаг, пока не будет решена проблема уважения к суду и судебным решениям, а также их исполнения. Для этого преобразования должны носить системный характер и проходить в общем контексте реформирования всего украинского общества и государственной власти.

Кроме того, формирование правового, демократического государства невозможно без достижений правовой и гражданской культуры. Правовая культура как общественный феномен является непременным условием динамизации трансформационных процессов в направлении формирования в Украине правового государства и гражданского общества. Ни правопорядок, ни общественный строй не могут быть устойчивыми, если они не опираются на общественное правосознание. Поэтому целостность правовой культуры является важной составляющей осуществления реформы в стране, создания элиты, утверждения верховенства права во всех сферах общественного бытия.

Залог стабильного положения и авторитета власти в обществе — формирование у граждан убеждения в правоте, независимости и объективности судебной власти, что будет обеспечивать ее решениям своеобразный кредит общественного доверия, когда каждый человек, даже не соглашаясь с вынесенным судом решением, все равно будет считать его правильным и справедливым, исходя из общего убеждения в авторитетности судебной власти.

Однако важным является также вопрос, чувствуют ли себя судьи независимыми. Как известно, у независимости много составляющих.

Еще один важный вопрос: есть ли сегодня равенство между ветвями власти? К сожалению, достаточно низкий уровень осведомленности граждан в вопросах судопроизводства как особого правового механизма, а также сложившийся стереотип восприятия судебной власти как «последней» из трех ветвей государственной власти существенно осложняет процедуру определения параметров и каналов взаи­мовлияния между общественным мнением и властью.

Для того чтобы преодолеть эти сте­реотипы и сделать шаг вперед, к гражданам, наши суды должны быть открытыми. А доказать обществу, что мы открыты, очень сложно. Наш суд работает законно, открыто и прозрачно и делает все для того, чтобы осветить это для общественности. Подтверждение этого — проводившийся в рамках пилотной программы проекта USAID «Украина: справедливое правосудие» в течение июня — июля 2012 года опрос посетителей суда. Их спрашивали, довольны ли они работой ВААС. Анализ карт общественной отчетности показал, что посетители оценили работу ВААС по 5-бальной шкале на 4,5 балла, а это хороший показатель.

По моему мнению, человек должен знать, какие решения суд принимает, на что они направлены, как защититься, куда обратиться, какая судебная практика и т.п. Все должно быть прозрачным.

Кроме того, каждый из нас должен помнить, что он может жить только среди людей и связан с ними множеством самых разнообразных отношений. Поэтому мы должны учиться уважать друг друга. Всегда нужно придерживаться правила: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

— И в завершение скажите, что бы вы пожелали своим коллегам, всем читателям «ЗиБ» в день их профессионального праздника?

— Обращаясь к читателям, хотел бы призвать их всегда помнить, что самые успешные люди — это прежде всего те, кто гордится своей работой. Мир продолжает раздавать большие призы тем, у кого смелые сердца и острый ум. А коллегам желаю, чтобы их неизменным жизненным кредо было: «Моя обязанность — внести свой вклад в создание авторитетного, властного, самостоятельного и действительно независимого суда на благо нашего государства и людей».