Закон і Бізнес


Валютные тернии

Какие операции НБУ разрешает украинцам без лицензии


Теперь для украинца не проблема открыть счет за границей, вот только перечислить на него деньги из Украины без лицензии не получится.

№22 (1372) 02.06—08.06.2018
Андрей КИФАК, юрист ЮФ «АНК»
13608
13608

Казалось бы, еще недавно за сам факт наличия банковского счета за рубежом можно было угодить за решетку. Нынче же, с одной стороны, регулятор оглашает курс на либерализацию валютного законодательства, с другой — медиа пестрят заявлениями о «плане BEPS» и прочих мерах, которые с трудом можно назвать таковой. Проанализируем текущую ситуацию и конечную цель заявленных изменений.


Послабления для физлиц

До 2017 года нормативные акты Национального банка обязывали как юридических, так и физических лиц получать индивидуальные лицензии для внесения любого валютного остатка на счет за рубежом, а также (вдобавок к предыдущей лицензии) для осуществления инвестиций. При этом перечень возможных причин для отказа не был исчерпывающим, а сами лицензии подлежали ежегодному продлению и могли отзываться досрочно. Санкции за неполучение лицензии – административная ответственность и штраф в размере суммы операции.

Сейчас политика НБУ в долгосрочном периоде — максимально перевести все взаиморасчеты в безналичную форму, параллельно упраздняя все валютные ограничения за ненадобностью.

Постановлением НБУ от 23.02.2017 №14 разрешено внесение средств на счет и инвестирование за рубеж с такого счета без получения индивидуальных лицензий, при соблюдении следующих условий:

вносимые на счет/инвестируемые средства получены из источников происхождения за рубежом (а не переводятся из Украины);

послабление распространяется только на физлиц. Юрлица и физлица-предприниматели должны получать лицензии НБУ в привычном порядке, самозанятые лица из-за неоднократно упомянутой коллегами коллизии де-юре не могут заниматься внешнеэкономическою деятельностью.

Помимо этого, постановлением НБУ от 15.06.2017 №54 введен упрощенный порядок получения лицензий для размещения физлицами валюты на счету за рубежом («е-лицензии»); граничная сумма — эквивалент 50000 евро в год. Причем е-лицензия не налагает никаких ограничений на дальнейшее использование средств и не предусматривает возможности отзыва лицензии после осуществления платежа.

Согласно заявлениям НБУ и ответам на целевые запросы, в контексте физлиц на данный момент валютным регулированием ограничиваются только выплаты из Украины. В частности, внесение физлицом на счет за рубежом наличных средств в пределах недекларируемой при пересечении границы суммы и дальнейшее использование этих средств также не требует получения лицензии, а физлицо, работающее в Украине на нерезидента, может получать зарплату в валюте на счет за рубежом.

Поскольку размер уставного фонда юрлиц зачастую достаточно мал, перечисленные послабления позволяют резиденту/гражданину Украины абсолютно законно приобрести корпоративные права юрлица-нерезидента (по номиналу за счет средств, полученных из источника дохода за рубежом) без необходимости получать лицензию.

Отдельно отметим, что любые доходы, полученные физлицом — резидентом на счет за рубежом, подлежат декларированию в Украине с уплатой налога на доходы физлиц и военного сбора. При этом на данный момент в декларации указывается, что доход получен из источника за рубежом, но детализации не требуется.

BEPS и CRS

В то же время Украина взяла на себя обязательство выполнить рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с размытием базы налогообложения («BEPS»). Также неоднократно заявлялось о готовности подключиться к автоматическому обмену финансовой информацией («CRS»). На данный момент соответствующие конвенции не подписаны.

Украина обязуется выполнить 4 минимально необходимые рекомендации, а также, постепенно, по мере доработки ОЭСР соответствующей методологии, все 15 из плана действий BEPS. При этом четких сроков имплементации не установлено, сами критерии достаточно размытые, а невыполнение в разумные сроки несет скорее репутационные риски.

Одна из дополнительных рекомендаций – «Action 3», внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (CFC, КИКи). Правила уже действуют во многих юрисдикциях, BEPS направлен на их усовершенствование.

Пример проблемы. Резидент страны А владеет компанией-нерезидентом в стране Б со льготным режимом налогообложения. Пока такая компания не выплачивает дивиденды или иные приравненные платежи, у страны А нет оснований предъявлять налоговые требования к нерезиденту. Страна А понимает, что при желании найдется способ в оффшорной или иной удобной юрисдикции предоставить выгоду бенефициару в обход выплаты дивидендов (к примеру, покупкой на нерезидента недвижимости, в которой будет жить бенефициар). Отследить подобные способы либо сложно, либо затратно и нецелесообразно.

Предлагаемое решение (сами «правила по КИКам») – заставить декларировать доход такой компании и платить с него налог, если нерезидент отвечает установленным критериям риска. Пример возможного простого критерия — перечень низконалоговых юрисдикций, установленный Кабинетом Министров, который сейчас используется в целях контроля за трансфертным ценообразованием.

Ожидаема также возможность не уплачивать налоги на КИК, попавший под критерии, если такая компания может предоставить сертификат налогового резидентства (доказать, что она платит налог в своей стране по достаточно высокой ставке).

В дальнейшем, в особенности при достаточно крупных оборотах, возможно уточнение данных правил для обложения только некоторых видов доходов нерезидента, в частности:

пассивные доходы (проценты, дивиденды, роялти и т.п.);

доходы от операций со связанными лицами;

доходы от торговых операций, товар в которых не был произведен в стране нерезидента.

В Украине правила по КИКам не введены в принципе. С другой стороны, существенное давление со стороны ОЭСР по внедрению подобных правил маловероятно, поскольку никакой пользы для других стран (в отличие, к примеру, от прозрачного реестра бенефициаров и присоединения к автоматическому обмену информацией) это не несет.

Автоматический обмен, с другой стороны, призван дать фискальной службе отдельно взятой страны раз в год информацию как минимум о личных счетах резидентов за рубежом, равно как и о счетах принадлежащих им компаний-оболочек (получающих преимущественно пассивные доходы). При этом корректно отделив зерна от плевел с помощью обслуживающих банков и их процедуры идентификации клиента и подавая информацию непосредственно по конечному бенефициарному собственнику.

Что ждать в перспективе? 

Нетрудно заметить, что, к примеру, правила по КИКам без доступа фискальных служб к автоматическому обмену финансовой информацией не принесут существенной пользы. Внедрение всех перечисленных мер целесообразно в комплексе.

Так, автоматический обмен финансовой информацией позволит установить, где и какие счета за рубежом у резидентов Украины.

BEPS даст возможность предъявить налоговые требования к таким счетам в ряде случаев (через правила по КИКам и, в перспективе, усовершенствование правил по контролю за трансфертным ценоообразованием) и закрыть активно эксплуатируемые пробелы в системе международного налогового законодательства, к примеру использование кондуитных компаний.

Также понадобится всеобщее декларирование доходов физлиц и сопоставление их с расходами (с налогообложением по высокой ставке тех затрат, которые не объясняемы доходной частью декларации). Увеличение ценности декларации для отдельно взятого лица соответственно станет дополнительным стимулом использовать безналичные расчеты.

Амнистия капиталов обеспечит возможность с разовой уплатой налога узаконить ранее не задекларированные доходы для смягчения переходного периода.

В этот же комплекс входят ужесточение финансового мониторинга украинских банков, в частности усовершенствование процедур по идентификации клиента и необходимость подтверждать источник происхождения средств для крупных операций (в том числе и внутри страны в гривне). И — отмена валютных ограничений в принципе за ненадобностью. Контроль остается при осуществлении платежа (особенно при покупке валюты) через финмониторинг обслуживающего банка.

На данный момент все это – перспектива. Слова о присоединении к автоматическому обмену финансовой информацией, к примеру, звучат далеко не первый год. Тем не менее, физлица уже могут пользоваться плодами частичной либерализации, открывая и используя счета за рубежом без получения индивидуальные лицензии.