Закон і Бізнес


Обыск адвоката


№13 (1363) 31.03—06.04.2018
9531

Незаконные обыски адвокатского офиса — это не украинское ноу-хау. Подобное имело место, например, в Турции. И, по мнению Европейского суда по правам человека, подобные действия нарушают конвенционные гарантии.


Адвокат Озгун Озтунч обратился в Страсбург с жалобой на обыск в его конторе и свой арест. Его подозревали в причастности к преступной организации «белых воротничков».

Спустя год суд частично оправдал его, и адвокат обратился в министерство юстиции с просьбой о выплате компенсации за незаконные действия полиции. Однако, чиновники решили, что юрист и так легко отделался и ответили отказом.

Административный суд, куда обратился адвокат, установил, что не обладает юрисдикцией для рассмотрения данного спора. Высший административный суд отклонил его апелляцию по тем же причинам.

О.Озтунчу ничего не оставалось, как пожаловаться в Страсбург на нарушение стст.8 («право на уважение частной и семейной жизни, дома и переписки») и 13 («право на эффективное средство правовой защиты») Конвенции по защите прав человека и основоположных свобод.

В решении от 27.03.2018 по делу «Özgün Öztunç c. Turquie» ЕСПЧ констатировал нарушение ст.8 конвенции на том основании, что в ходе обыска не были, в частности, соблюдены гарантии, предусмотренные законом об адвокатах. В частности, не было получено санкции министерства юстиции на обыск, а при его проведении не присутствовал прокурор и представитель адвокатуры. Хотя в разрешении на проведение обыска судья дал четкие инструкции о соблюдении данных гарантий.

В свете установленных нарушений ЕСПЧ присудил заявителю 2000 евро в качестве компенсации нематериального ущерба.