Закон і Бізнес


Инструмент для народа

Оппозиционеры убеждены: украинцам пока нельзя доверить решать важные законодательные вопросы


№49 (1088) 08.12—14.12.2012
3653

Подписание главой государства закона «О всеукраинском референдуме» вызвало бурю эмоций и множество споров среди политической элиты. Правящая партия видит в этой инициативе шанс укрепить и расширить право украинского народа влиять на ситуацию в стране. Оппозиция, напротив, страшится нового закона и утверждает, что он был принят с нарушениями Регламента ВР исключительно в интересах Президента и его команды.


Понятие

Закон о референдуме не несет абсолютно никакой угрозы обществу. Об этом в эфире «Шустер-Live» заявил и.о. министра юстиции Александр Лавринович. Данный закон приняли в первом чтении еще в 2010 году. В нем определяются понятие и предмет всеукраинского референдума, его основные принципы, ограничения относительно проведения.

Кроме того, согласно закону вводятся такие виды всеукраинского референдума, как конституционный, ратификационный, законодательный и общий. Указывается, что по инициативе граждан могут проводиться всеукраинский конституционный референдум, на котором может быть принята новая редакции Конституции, и законодательный референдум, в том числе с целью отмены отдельных актов.

«Референдум — важный демократический инструмент, — говорит А.Лавринович. — Его главная ценность — право людей высказать свое мнение. И это право должно быть реализовано, и их воля не должна вызывать сомнения. Это способствует тому, что действительно важные для страны вопросы будут утверждены ее гражданами».

Правда, эксперты выражают сомнение в том, что проведение референдума о принятии новой Конституции не противоречит акту высшей юридической силы. Кроме того, в свое время единственный орган конституционной юрисдикции указывал, что перед тем, как принимать новую Конституцию, следует поинтересоваться у граждан, чем их не устраивает действующий Основной Закон.

Процедура

В остальном принципиальных новшеств в принятом акте не появилось. Как и предусмотрено нормами Конституции, инициативу о проведении всеукраинского референдума должны поддержать 3 млн граждан.

Право начать процедуру сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума принадлежит гражданам Украины. Сбор подписей организует и осуществляет инициативная группа, она создается на собрании, в котором участвуют не менее 2 тыс. граждан Украины, имеющих право голоса на референдуме, и представитель Центральной избирательной комиссии. В случае одобрения большинством участников и утверждения формулировки вопроса, выбирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан. Инициативная группа все­украинского референдума состоит не менее чем из 500 граждан Украины. После регистрации в ЦИКе в течение 40 дней такая группа собирает необходимые 3 млн подписей. При этом идею проведения референдума граждане должны поддержать в 2/3 областей и не менее 100 тыс. подписей следует собрать в каждой из них.

Затем подписи отправляются в ЦИК, а оттуда, после установления их подлинности, — Президенту. При выполнении всех указанных в законе условий глава государства издает указ о проведении ре-ферендума. Голосование назначается на последнее воскресенье 50-дневного срока со дня издания указа. За это время ЦИК формирует окружные комиссии и готовит бюллетени. Участники процесса референдума ведут агитацию и разъяснительную работу по вынесенному на референдум вопросу.

После того как народ проголосует, у Центризбиркома будет 10 дней для подсчета голосов. Если референдум состоится и вопрос получит поддержку абсолютного большинства, то есть имеется более половины положительных ответов, закон автоматически вступает в силу. Причем никаких дополнительных актов парламента или главы государства для этого не требуется.

История

Напомним, что первый всеукраинский референдум состоялся 1 декабря 1991 года. Тогда 29 млн граждан (а это около 90% избирателей) одобрили Акт провозглашения независимости Украины. Благодаря этому референдуму сегодня мы живем в независимой стране.

16 апреля 2000 года Президент Леонид Кучма инициировал внесение поправок в Конституцию, которые давали главе государства дополнительные рычаги влияния на парламент. Речь шла о том, чтобы лишить депутатов неприкосновенности, сократить их число в Раде до 300 человек, расширить основания для роспуска парламента и т.д. Все эти вопросы также получили поддержку граждан. Однако данный референдум носил скорее консультативный характер, что и позволило парламенту проигнорировать волю избирателей.

31 января 2004 года Л.Кучма обратился в Конституционный Суд с вопросом: «Имеет ли право народ Украины принимать законы на всеукраинском референдуме?». КС ответил лишь спустя 4 года, подтвердив, что народ Украины имеет право принимать на референдуме законы, в том числе и о внесении изменений в Конституцию в порядке, который должен быть определен актом высшей юридической силы и законами Украины.

И только в ноябре этого года необходимый правовой акт был принят, и сегодня он уже действует.

Мнение

Первый Президент, а ныне глава Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук убежден, что новый закон — это ящик Пандоры. Каковы будут последствия вступления его в силу, Леонид Макарович предсказать не берется, но подчеркивает, что по крайне мере о случаях, когда Конституция принималась бы на референдуме, истории неизвестно.

А вот А.Лавринович уверен: от того, что Украина теперь имеет такой закон, жизнь станет только лучше, ведь это напрямую связано с реализацией прав граждан. «Страх, что могут быть какие-либо злоупотребления, не имеет под собой никакого существенного основания, поскольку нормы, указанные в законе, не позволяют выносить на референдум вопросы, противоречащие действующим законам и не предлагающие их изменить или отменить, — успокаивает своих оппонентов министр юстиции. — Принять новый закон было необходимо, потому что проводить референдумы по старому технически просто невозможно».

Страхи

Оппозиционеры убеждены: в нашей стране пока нельзя доверить народу решать важные законодательные вопросы. И больше всего депутаты опасаются не того, что люди выберут не тот вариант ответа, а того, что результаты подсчетов могут быть сфальсифицированы. Вопросы, вынесение которых на референдум боится оппозиция, давно известны. В свое время уже инициировали сбор подписей за проведение всенародного опроса о целесообразности вступления Украины в НАТО, да и за предоставление русскому языку статуса второго государственного вполне могут высказаться большинство граждан.

Впрочем, оппозиция готовит ответный ход или по крайней мере заявляет о намерении провести референдум, скажем, о запрете Партии регионов или об исключении из Уголовного кодекса статей, по которым осуждены Юлия Тимошенко и Юрий Луценко.

Сегодня же политики заявляют, что закон о референдуме создан с одной целью — обеспечить как можно более длительное пребывание действующего Президента у власти. Так как в комиссию будут входить представители власти, а наблюдателей к ним приставить невозможно, то соглашаться с результатами референдумов оппозиционеры не готовы. Но что-либо изменить нельзя, поскольку возможности оспорить результаты и подать заявления в суд закон не предусматривает.

Вот и получается, что проблема кроется не столько в самом законе, сколько в изначальном недоверии и нетерпимости по отношении к коллегам.

Политолог Вадим Карасев объясняет, что инструментом демократии является не референдум, а сама представительная власть, то есть парламент. Если референдум станет одним из способов действовать в обход парламента, принимая законы вместо него, то цель явно недемократическая. Эксперт задается вопросом: зачем при такой позиции народ вообще должен выбирать парламент, если последний не работает, а правовые акты приходится принимать на референдумах?

«Референдум можно проводить только тогда, когда правящий класс и политическая элита, оппозиция и власть договорятся, по какому пути вести Украину, — говорит В.Карасев. — Вопрос, который выносится на референдум, сначала следует согласовать специалистам, а уж потом в понятной и доступной форме задавать гражданам».

Народу остается надеяться, что такая слаженность между политическими игроками когда-нибудь обязательно будет, и тогда инструменты демократии «зазвучат» в унисон и на благо государства.