Закон і Бізнес


Продуктовая карточка

Фермеры рассчитаются по кредитам будущим урожаем


№49 (1088) 08.12—14.12.2012
Павел Полищук
2991

Упрощению кредитования сельского хозяйства должно способствовать введение аграрных расписок, согласно которым фермер будет обязан рассчитаться с инвестором деньгами или выращенными продуктами. Однако, чтобы закон работал эффективно, его необходимо подкорректировать.


Участники аграрного рынка нередко сталкиваются с проблемами в случае предоставления кредитов под залог будущего урожая. Как следствие, используется передача в залог имущественных прав на земельный участок и другие схемы.

Однако вскоре ситуация на рынке аграрного кредитования может измениться: 6 ноября Верховная Рада приняла закон «Об аграрных расписках». Новации должны существенно расширить име­ющиеся механизмы привлечения кредитных средств в сельскохозяйственный сектор экономики.

Под аграрными расписками понимают товарораспорядительный документ, который фиксирует безусловное обязательство должника, обеспеченное залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или заплатить денежные средства на определенных условиях. В зависимости от содержания обязательства законодатель определяет товарные и финансовые аграрные расписки. Если по финансовым аграрным распискам должнику необходимо заплатить кредитору средства, а денежное обязательство обеспечено сельскохозяйственной продукцией, то товарные аграрные расписки предусматривают обязанность должника поставить в будущем кредитору сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, этот механизм по своему содержанию близок к фьючерсным контрактам.

Обязательным условием действительности аграрной расписки будет ее нотариальное удостоверение и включение в созданный Государственный реестр аграрных расписок. Это, по замыслу авторов, должно способствовать большей защищенности прав кредитора.

Закон, по сути, ориентирован на потенциальных кредиторов агросектора и наделяет их достаточно широкими возможностями для защиты своих интересов. Так, кредиторы имеют право осуществлять постоянный контроль за выращиванием сельскохозяйственной продукции, самостоятельно довыращивать ее за счет должника, если последним нарушена технология. В случае нехватки или потери будущего урожая инвесторы сохраняют право на полное обеспечение своих требований за счет следующих урожаев или другой сельскохозяйственной продукции либо имущества должника.

Поскольку в Украине реализация действующих норм на практике является проб­лемой, в законе значительное внимание уделено механизму обеспечения выполнения обязательства по аграрным распискам. Последние будут выполняться по исполнительным надписям нотариусов, исполнительное производство будет открываться в день поступления исполнительных документов, срок добровольного выполнения сокращен до одного дня, а взыскателя могут наделить отдельными полномочиями государственного исполнителя.

Передачу кредитору предмета залога по аграрным распискам планируется осуществлять в течение 48 часов. При этом предусмотренных в «Переходных положениях» изменений в законодательство явно недостаточно для практической реа­лизации идеи осуществления исполнительного производства такими молниеносными темпами.

Дискуссионным также является положение закона о том, что решение споров относительно соблюдения технологии производства при выращивании сельскохозяйственной продукции с правом принятия окончательного решения входит в компетенцию центрального органа по вопросам обеспечения аграрной политики. А значит, новации необходимо доработать.

В целом введение института аграрных расписок может значительно увеличить объемы инвестиций в аграрный сектор, открыть новые возможности для привлечения финансирования украинскими сельскохозяйственными компаниями. Однако получат ли аграрные расписки широкое применение, будет зависеть прежде всего от обеспечения выполнения обязательств.