Закон і Бізнес


Живым тут не место


№35 (1333) 16.09—22.09.2017
Дмитрий МИГУНОВ
4613

Руководство Гонконгской биржи объявило работающим на ней брокерским компаниям, что торговый зал будет закрыт и переоборудован в представительский холл. С октября вся торговля здесь будет вестись только удаленно и в электронном виде.


Это решение назревало давно. После открытия биржи в 1985 году в зале во время рабочего дня находилось до 500 трейдеров. Сейчас их число упало до 30. Электронная торговля куда практичнее.

Брокеры, многие из которых помнят рождение биржи и лично участвовали в первых торгах, относятся к принятому решению не без некоторой грусти, но с пониманием. В конце концов, это освобождает их от оплаты недешевой аренды торгового столика.

Переход на полностью электронную платформу дается легче сравнительно небольшим площадкам, крупные старые биржи этому сопротивляются — слишком сильны традиции.

В этом смысле самый яркий пример — Нью-Йоркская биржа, крупнейшая в мире. Каждый день главный зал здания на Уолл-стрит, как и 200 лет назад, заполняется трейдерам с бумажками в руках, яростно жестикулирующими и кричащими. В США биржевая торговля — мощный пласт культуры, в некотором смысле символ американского образа жизни.

У сторонников биржевой торговли с «человеческим лицом» есть и вполне практические аргументы. Это может показаться удивительным, но брокеры совершают не намного больше технических ошибок, чем компьютеры и им не помешают хакеры. Наконец, трейдеры используют навыки в физиогномике. В точности как игроки в покер, которые на лица оппонентов смотрят столь же внимательно, как и в свои карты.

На самом деле финансовый сектор как место для трудоустройства и в США сокращается довольно быстрыми темпами. Например, в 2000 году в отделении торговли акциями крупнейшего в мире инвестиционного банка Goldman Sachs работали 600 трейдеров. К 2017-му их осталось ровно два. Трейдеров заменили сложные алгоритмы, причем некоторые из них претендуют на искусственный интеллект.

Конечно, уволив трейдеров, Goldman Sachs пригласил других сотрудников — инженеров и программистов. Но в итоге количество рабочих мест сократилось в три раза. На данный момент из почти 9000 сотрудников Goldman Sachs, треть — программисты.

Интернет-революция 1990-х годов нанесла колоссальный ущерб американскому и западноевропейскому среднему классу — резко сократилась потребность в квалифицированных рабочих. Проблема была частично решена благодаря повышению спроса на должности в сфере услуг, в том числе и финансовых. Очередные технологические инновации могут ударить по среднему классу еще сильнее.

Компьютеры и роботы не получают зарплату, позволяя производителям и провайдерам услуг сильно экономить — но кто и на какие деньги будет потреблять произведенный автоматами продукт? На этот вопрос ответа пока нет даже у ведущих экономистов мира.