Нардепы предлагают передавать автомобильные дороги общего пользования государственного значения субъектам предпринимательской деятельности для строительства и эксплуатации на условиях концессии. Ожидается, что это обеспечит их своевременный ремонт.
Условия для этого определяет законопроект «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог» №6766, передает «Закон и Бизнес».
Документом предлагается внести изменения в законы «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «Об автомобильных дорогах», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины «Об отчуждении земельных участков других объектов недвижимого имущества, на них размещены, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости», и в частности определить, что:
- на условиях концессии могут передаваться для строительства и эксплуатации дороги общего пользования государственного значения;
- после принятия решения по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, которые могут быть предоставлены в концессию органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия относительно предоставления земельных участков, предусмотренных для строительства и эксплуатации этих автомобильных дорог, в пользование или/и в собственность граждан или юридических лиц;
- решение о проведении концессионного конкурса принимает Кабинет Министров Украины, в котором, в частности, указывается технические параметры автомобильной дороги, базовые финансовые показатели предоставления автомобильной дороги в концессию, предельный срок, на который предоставляется концессия, предельный размер компенсаций концессионеру, маршрут альтернативного бесплатного проезда;
- Кабинет Министров Украины определяет максимальный размер платы за разовый проезд автомобильными дорогами, построенными на условиях концессии, который уплачивается с учетом уровня инфляции;
- условия при которых осуществляются концессиедателем компенсации концессионеру;
- концессионные платежи зачисляются в Государственный бюджет Украины и используются согласно порядка направления средств государственного дорожного фонда;
- автомобильные дороги (их участки) относят к разряду платных только при условии их существенного усовершенствования и обеспечения альтернативного проезда транспортных средств бесплатными автомобильными дорогами, протяженность автомобильных дорог (их участков), что обеспечивает альтернативный бесплатный проезд транспортных средств не должно превышать более чем в два раза длину платной автомобильной дороги;
- в случае если отчуждается часть земельного участка для строительства, капитального ремонта, реконструкции и обслуживания дорог, мостов, эстакад и объектов, необходимых для их эксплуатации, возможность рационального использования остальной ее площади по целевому назначению определяется владельцем и по требованию собственника отчуждению подлежит весь земельный участок;
- решение соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для строительства, капитального ремонта, реконструкции и обслуживания дорог, мостов, эстакад и объектов, необходимых для их эксплуатации имеет неограниченный срок действия.
По мнению авторов, принятие законопроекта будет способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в отрасль и страну в целом для строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования государственного значения, а также позволит обеспечить надлежащее содержание и своевременный ремонт таких дорог и улучшить их техническое состояние.