Закон і Бізнес


Адвокаты назвали 5 препятствий для внедрения медиации


11.04.2017 11:01
8625

Отсутствие законодательного урегулирования и низкая осведомленность о процедуре порождают недоверие к медиации и даже приводит к сопротивлению со стороны юристов. Потому для ее введения, украинцам необходимо научиться договариваться.


Как сообщили в Национальной ассоциации адвокатов Украины, об этом шла речь во время круглого стола «Перспективы применения процедуры медиации в судебном процессе и исполнительном производстве», передает «Закон и Бизнес».

«Эффективность медиационной процедуры признана европейским сообществом, которое рекомендует ее внедрения в качестве основного метода альтернативного разрешения споров как на досудебном этапе, так и во время судебного производства. Это находит свое отражение в подписанном Украиной Соглашении об ассоциации Украины с Европейским Союзом, где указано, что обеспечение верховенства права и лучшего доступа к правосудию должно включать доступ как к судебным, так и внесудебным методам разрешения споров», — подчеркнул председатель комитета НААУ по вопросам медиации Владислав Сытюк.

Член правления Ассоциации адвокатов Украины Марина Саенко напомнила, что в ноябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла закон «О медиации». По ее словам, закон подготовлен ко второму чтению и включен в повестку дня нынешней сессии парламента. Также она напомнила, что в законопроекте медиация определена как структурированные переговоры, в которых стороны пытаются сами, на добровольной основе, достичь согласия с помощью третьей независимой стороны — медиатора.

Адвокат выделила самые распространенные опасения по внедрению медиации в процессе. «Если государство очень сильно пытается зарегулировать  медиацию, это, безусловно, препятствует ее развитию. Отсутствие закона на сегодняшний день в Украине не означает, что медиации в Украине нет», — подчеркнула отсутствие законодательного урегулирования процедуры М. Саенко.

Кроме того, адвокат констатировала, что низкий уровень знаний о медиации существует не только среди обычных граждан, но и в бизнес-среде, а также среди юристов. Это порождает недоверие к самой процедуре.

«Поскольку это нечто новое, неизвестное, не урегулированное законом. Понятно, что с учетом предыдущего опыта, дискредитации альтернативных способов урегулирования споров, таких как третейские суды, например. Поэтому ясно, что нет полного доверия к этому новому институту», — подчеркнула М. Саенко.

Она подчеркнула, что в результате низкой осведомленности юристы, адвокаты воспринимают медиацию как конкурирующую услугу, которая может лишить их работы.

«Медиация не конкурирует — это дополнительный инструмент для клиентов, который никоим образом не лишает адвоката его профессиональной деятельности», — заверила адвокат. Также к препятствиям по внедрению медиации М. Саенко отнесла низкую договорную способность, как ментальную особенность наших граждан.

В свою очередь, член исполнительного совета Ассоциации адвокатов Грузии Иракли Кандашвили рассказал о медиации в Грузии.

По его словам, судебная медиация в Грузии существует с 2013 года и регулируется процессуальным законодательством. Медиация применяется только в судебном производстве, внесудебная медиация проводится, но профильный закон о медиации вступит в силу в Грузии с 1 января 2018 года. Сейчас она реализуется как пилотный проект на базе Тбилисского городского суда.

Адвокат отметил, что медиация осуществляется по предложению судьи и согласия сторон в течение 45 дней с помощью аккредитованных медиаторов. По результатам процедуры медиации между сторонами заключается медиативное соглашение, которое передается для утверждения в суд.

Исполнение сделки происходит добровольно, в случае не выполнения — судом выдается исполнительный лист для принудительного исполнения. Процедура медиации гарантирует конфиденциальность информации, которой стороны обмениваются и потом не смогут использовать в случае продолжения спора в суде. При этом обязательным условием выбора медиатора является его предварительная или последующая неучастие в разрешении спора в качестве адвоката, свидетеля или судьи. Медиатором может быть любой желающий, который прошел обучение в Британской организации Сenter for effective dispute resolution (Центр эффективного разрешения споров).

«Действующих медиаторов на территории Грузии всего 15, из них 9 адвокатов, 2 судей и люди других профессий, обучение которых было проведено и оплачено министерством юстиции Грузии», — подытожил И. Кандашвили.

Закон і Бізнес