Закон і Бізнес


Карточный домик разваливается

Как и почему фейковые процессы закончатся поражением украинских чиновников в международных инстанциях


Дело Ефремова наверняка станет прецедентом

№12 (1310) 25.03—31.03.2017
ИГОРЬ КИСЛИЦЫН
6640

Подозрения Александру Ефремову по экономическим статьям были выдвинуты незаконно, решил Апелляционный суд г.Киева. В ходе судебного разбирательства выяснилось: прокуроры отправили политика в СИЗО на основании ксерокопий несуществующих документов, да еще и совершили служебный подлог во время выдвижения обвинений. А значит выстроенные обвинения против бывшего «регионала» рушатся на глазах как карточный домик.


«Назначен виновным»

Решение АСК касалось незаконности очередного продления меры пресечения А.Ефремову по так называемому «экономическому» делу. Одно из преступлений, которое ему вменяют, квалифицируется по ч.5 ст.191 Уголовного кодекса как растрата имущества с использованием служебного положения в особо крупных размерах. Речь идет о якобы нанесенных убытках ГП «Луганскуголь» при поставках оборудования по завышенным ценам.

Адвокат А.Ефремова Александр Мельников напоминает, что даже сам факт ведения этого дела Генеральной прокуратурой является неправомерным. Он рассказал, что с лета 2014 года в прокуратуре буквально валялось дело по ст.364 УК («злоупотребление служебным положением») по факту якобы убытков ГП «Луганскуголь». По словам адвоката, поскольку А.Ефремов на тот момент был уже «назначен виновным», как один из немногих не сбежавших за границу «попередников», то в этом деле его попытались сделать подозреваемым.

Основанием стали письма «народных мстителей» и ксерокопия актов Минэкономики, в которых указывалось, что отельные тендеры рекомендуется отменить.

Когда было создано Национальное антикоррупционное бюро, все дела, касающиеся деятельности высокопоставленных чиновников, должны были перейти в его подследственность. У Генпрокуратуры было 2 года, чтобы завершить их расследование. «Дело А.Ефремова» расследовали 2 года и 14 дней.

«По закону, дело нужно было передавать в НАБ. Но в ГПУ не хотели выпускать его из рук с целью получения сомнительных политических дивидендов. И потому пошли на ухищрение. Следователь Захаров вынес не предусмотренное законодательством постановление об изменении квалификации дела – со ст.364 на ст.191 УК. Вместо того, чтобы закрыть дело по злоупотреблению служебным положением, открыть его по новой статье и передать в НАБУ, ГПУ оставила дело себе, но уже под новой вывеской», — отмечает А. Мельников. «Именно эта статья стала основанием для незаконного задержания Ефремова, вручения ему уведомления о подозрении и избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и всего того глупого пиара генерального прокурора, устроенного последним по факту задержания нашего подзащитного», — добавляет адвокат Андрей Смирнов.

Как бы то ни было, ни к одному, ни ко второму преступлению А.Ефремов не имеет отношения, утверждает адвокат. Ведь он не имел прямого доступа к деньгам ГП «Луганскуголь» или операционной деятельности поставщиков.

АСК услышал аргументы

Формально ходатайство касалось очередного продления А.Ефремову срока содержания под стражей. Несмотря на то, что конкретно по этому решению сроки содержания в СИЗО уже истекли (были снова продлены), адвокаты все-таки настаивали на рассмотрении дела. По словам А.Мельникова, суд 8 раз переносил вопрос, в том числе неоднократно по вине прокуратуры, очевидно затягивая с решением.

Когда с 9-й попытки АСК смог все-таки провести заседание, и у прокуроров потребовали предъявить доказательства вины А.Ефремова кроме «подметных писем» и ксерокопий «документов» МЭРТ, они смогли принести лишь еще одну ксерокопию со штампом «соответствует оригиналу». Но не сам оригинал. Естественно, судьи были возмущены подобным правовым нигилизмом прокурора Павла Кожуховского.

«Пусть маленькая, но невероятно значимая для стороны защиты юридическая победа, показавшая как ничтожность прокуроров, так и неотвратимость уголовного преследования зарвавшихся мундиров», — добавил А.Смирнов, комментируя решение АСК.

К слову, прокурор не посчитал нужным сообщить суду, что для А.Ефремова это уже вторая мера пресечения. Ведь по «делу о законах 16 января» за него внесен залог в размере 3,654 млн грн., однако при этом он продолжает находиться под стражей.

Еще одним грубым нарушением является задержание без подозрения. Фактически уже в протоколе задержания А.Ефремов был указан как подозреваемый, хотя соответствующего документа до этого ему не вручили. По мнению А.Мельникова, это — служебный подлог следователя Максима Захарова.

Кстати, через месяц после задержания А.Ефремова, в августе 2016 года, М.Захарова повысили до начальника управления процессуального руководства в уголовных производствах следователей управления спецрасследований департамента специальных расследований ГПУ.

ЕСПЧ становится ближе

По словам адвокатов, именно из-за манипуляций со стороны прокуратуры, они всячески выступают за прозрачность и публичность судебного процесса. «Нам важно, чтобы как можно больше людей знали правду: по делу нет свидетелей, а те, которые есть, — отказываются от ранее данных под давлением показаний, все доказательства разваливаются на глазах. Если суд будет следовать требованиям закона, А.Ефремов должен быть оправдан!» — отметил А.Мельников.

Впрочем, сегодня А.Ефремов находится в Старобельске, где слушается «дело о сепаратизме»: политику вменяют пособничество в захвате Луганской обладминистрации весной 2014 года. Адвокаты уверены: и в этом деле доказательства рассыплются так же, как и в «экономическом».

Впрочем, слабая позиция прокуратуры по всем делам против экс-главы фракции Партии регионов в парламенте как раз и может быть причиной того, что его отправили в глушь за 700 км от Киева. Ведь там провал стороны обвинения будет не так заметен для СМИ и общественности.

Все эти действия, включая незаконное задержание и содержание в СИЗО, которые установлены теперь вступившим в силу решением АСК, наполняют новыми фактами заявление о нарушении права на справедливый суд, поданный в Европейский суд по правам человека. «Мы видим, что все это — бездоказательное политическое преследование. Кроме того, речь идет о нарушении ст.10 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод. Действия государственного обвинения для нас являются произволом. И мы будем обжаловать их в Страсбурге», — говорит адвокат Максим Сесье, представляющий интересы А.Ефремова в ЕСПЧ.

По мнению экс-министра юстиции Елены Лукаш, такой результат «скажется на тех, кто, злоупотребляя своими правами, фальсифицировал «дело А.Ефремова» и рассказывал о его имущественных преступлениях». Очевидно, речь может идти об обжаловании неправомерных действий следователей, прокуроров, судей, которые готовили и выносили незаконное решение о задержании А.Ефремова.

Впрочем, в первую очередь наказания могут добиваться для экс-первого замгенпрокурора Алексея Баганца. Именно он подписывал документы по «делу Ефремова» еще в 2014 году.

Примером эффективного привлечения к ответственности чиновников правоохранительных органов в Европе может стать дело бывшего заместителя главы Администрации Президента Андрея Портнова, который уже добился наказания для А.Баганца (см. «ЗиБ» №11. — Прим. ред.). «Мы открываем сезон европейского правосудия для чиновников, участвующих в политических репрессиях. Это будет прецедент, которым мы покажем, что с помощью европейских институтов можно наказать любого украинского чиновника за его противоправную деятельность», — прокомментировал А.Портнов на своей странице в Фейсбуке недавнее решение Уголовного суда Бельгии.

Это дело наверняка станет прецедентом. И у адвокатов А.Ефремова будет «проторенная дорожка» в европейских судебных инстанциях. С другой стороны, решения последних могут охладить пыл украинской прокуратуры. Ведь теперь вполне очевидно, что каждое «фейковое» производство будет наказано если не у нас в стране, то в международных инстанциях.